В такси будут работать только Lada и китайские иномарки Autonews.ru разбирался в перспективах российского рынка такси в условиях новых правил
В Совете Федерации одобрили закон, ужесточающий требования к локализации автомобилей, которые используются в такси. Поправки вносятся в федеральный закон № 580-ФЗ, регулирующий деятельность такси.
Что изменится в пассажирских перевозках
Изначально предлагалось с 1 октября 2025 года выдавать разрешения только на автомобили, признанные локализованными — с набором от 3,2 тыс. баллов по шкале локализации. Этим критериям соответствуют в основном модели АвтоВАЗа и ряд иностранных машин, выпускаемых в России.
Ко второму чтению проект был существенно доработан. Критерии допуска начнут действовать с 1 марта 2026 года и будут более гибкими.
В такси разрешат использовать автомобили, произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Также допускаются машины по более ранним контрактам, если в проект вошли новые инвесторы с аналогичным опытом. Будущие СПИК возможны — при одобрении правительства.
В ряде регионов сроки отложены: до марта 2028 года — в Калининграде и Сибири, до марта 2030-го — на Дальнем Востоке.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, законопроект вызвал широкую дискуссию и был доработан с учетом мнений РСПП, отрасли и регионов.
Какие машины будут в такси
Ужесточение требований к локализации может затормозить обновление автопарков, предупреждают участники рынка. Сейчас такси обновляют раз в три–пять лет, но в будущем срок службы может вырасти вдвое или втрое — с ростом поломок, снижением безопасности и качества перевозок.
«Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот — к его устареванию. Это отразится на всех: и на пассажирах, и на водителях, и на качестве перевозок», — уверена председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Переход на отечественные или собираемые в России иномарки мог бы улучшить ситуацию, но ждать этого массово не стоит — на рынке хватает привычных машин, которые по-прежнему можно использовать по переходным правилам.
Как напомнили эксперты в беседе с Autonews.ru, обновление автопарка чаще всего происходит через лизинг, доступный лишь юрлицам. Самозанятые водители в итоге оказываются в наихудшем положении — лизинг для них недоступен.