ЗиС-5: фото, чертеж, свойства :: Autonews

Знаменитая трехтонка – все об автомашине ЗИС-5 Знаменитая «трехтонка» ЗИС-5 мерцает в хрониках Величавой российскей войны почти повсюду. Знакомимся с историей и устройством знакового грузовика Фото: autowp.ru

  1. ЗИС-5: история сотворения
  2. Устройство ЗИС-5
  3. Чертеж ЗИС-5
  4. Модификация ЗИС-5В
  5. Свойства ЗИС-5
  6. Фото ЗИС-5

ЗИС-5: история сотворения

Как и большая часть техники той нелегкой поры, ЗИС-5 не стал чисто русской разработкой с нуля. Машина продолжила тему модели-предшественника АМО-2, являвшую собой почти полную копию южноамериканского грузовика SA от Autocar Dispatch. Глобально разница была не немаленький и в главном нацеленной на увеличение грузоподъемности с 2,5 до 3 тонн. Но даже прямое сопоставление наружности «продвинутого» ЗИС-5 с родоначальником в виде заморского Autocar Dispatch SA может ввести неподготовленного наблюдающего в замешательство — уж болезненно машины похожи.

Больше того, внутренний дизайн нашего ЗИСа также практически буковка в буковку копировал неблизко не безупречного в плане эргономичности янки, что тянуло за собой и все надлежащие неудобства. К примеру, в виде тесноты рабочего места водителя и единой жесткой лавки заместо отдельных сидений либо мягенького дивана. Единственное, что как-то могло беспристрастно приблизить «трехтонку» к званию российского автомашины был тот факт, что все детали и сборка для него выполнялись исключительно в Русском Союзе.

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews1 Статьи 24 июня 2020 Захваченный автопарк СССР. Какие машины вывезли из Германии ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews2 Вспять в СССР 17 июля 2022 Что такое «шишига»: все факты о знаменитом ГАЗ-66

1-ые ЗИСы сошли с сборочного потока в 1933 году, а с 1934, когда пр-во наладили, а пилотная партия была признана удачной, завод вышел на проектную мощность — 65 машин в денек. Вообщем ЗИС расшифровывается как «завод имени Сталина». Но, по стечению событий, в СССР таких насчитывалось аж 3-и. Фактически головной ЗИС в Столице (позднее ЗИЛ), УльЗИС в Ульяновске (позднее УАЗ) и УралЗИС в Миассе (современный «УралАЗ»). Пр-во на основном столичном заводе продолжалось с 1934 по 1948 год, в итоге чего свет увидело 571 199 грузовых машин ЗИС-5. Четкое кол-во выпущенных машин в Ульяновске и Миассе, где крайний экземпляр сошел со стапеля в 1956-м, неведомо.

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews3 1933 ЗиС-5 (Фото: autowp.ru)

По закоренелой традиции в народе ЗИС-5 назвали в согласовании с номинальным тоннажом: «трехтонка». Еще имеются сведения о 2-ом имени своем — «Захар», но посреди любителей автоистории до сего времени проводятся прения относительно первенства. Дело в том, что «Захаром» еще именуют больше позднюю и не наименее культовую ЗИЛовскую модель — 157.

Устройство ЗИС-5

Потому что машина почти во всем является копией южноамериканского прообраза, главные особенности конструкции «трехтонки» совпадают с такими у грузовика SA. Но, невзирая на прямые заимствования, времен СССР грузовик мог хвастаться больше массивным мотором, ежели у собрата из США. Под капотом ЗИС-5 отыскал место 5,6-литровый бензиновый 6-цилиндровый мотор на 73 силы, тогда как SA имел 60 сил на 4,9 л. объема. Истина, корешки русского мотора все равно тянутся из-за океана (за базу при разработке был взят южноамериканский Hercules), но официально это был наш наш двигатель. В пару к силовому аппарату полагалась 4-ступенчатая коробка. Конечно, механическая.

Как и положено хоть какому грузовику (ну и вообщем суровому автомобилю той эры), ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся остальные аппараты и узлы. При этом мотор прикручен к ней агрессивно, без каких-то промежных подушек либо демпферов.

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews4 1933 ЗИС-5 (Фото: autowp.ru)

Подвеска зависимая, механизм задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со железными дисками, впереди тоже металл. Это заслуживает упоминания оттого, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и древесными ободами. Но русские инженеры, разумно оценив условия грядущей работы, от такового удешевления отказались. К огорчению, сберегли на другом: в отличие от SA, имевшем фронтальные гидравлические тормоза (позади была механика), ЗИС-5 был вкруг обустроен наименее действенным механическим приводом. Конечно, беря во внимание, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «янки», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Истина, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.

Еще 1-й соответствующей чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие фронтального бампера. Экономия нередко выходила боком: всякий передний удар сейчас воспринимали на себя не слабо выступающие фронтальные крепления рессор. Позади, конечно, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске было не предвидено совсем. Ни о каком гидроусилителе шоферу фантазировать тоже не приходилось, ну и в целом кабина ЗИС-5, нежно говоря, не отличалась убранством. 3-и циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали, да рычаги КПП с ручным тормозом. Оборудование не предусматривало даже отопителя с простым вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым конкретно от мотора, что было редкостью для тех пор.

Чертеж ЗИС-5

Один из вариантов общего чертежа ЗИС-5 приводится ниже.

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews5 Чертеж грузовика ЗИС-5В (Фото: drawingdatabase.com)

Модификация ЗИС-5В

Как всякий массовый продукт автомобилестроения, да к тому же попавший на военное время, ЗИС-5 имел большущее кол-во версий. Самой всераспространенной из которых являлась модификация ЗИС-5В. Официально это заглавие по заводским документам не проходило, но в реалиях Величавой российскей было не до того. Считается, что индекс «В» обозначает «временный». Другая версия трактует литеру как «военный».

И истина, главный задачей доработанной модификации было уменьшить производственные расходы для экономии времени и материалов в критериях войны. Хотя, доработками это можно именовать с очень немаленький толикой условности, ведь на самом деле все обстояло ровно напротив: и без того простейшую машину еще посильнее «раздели».

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews6 ЗиС-5В (Фото: autowp.ru)

Кабину не стали обшивать извне металлом. Стильные покатые формы фронтальных крыльев уступили место обычным линиям, а всеполноценную крышу поменяли дерматином на древесных рейках — так проще сборочному потоку. Пропали фронтальные тормоза, что свело и без того слабенькую продуктивность торможения почти к нулю. Правую фару и один из откидных бортов — прочь. И так же поступали с другими элементами и деталями, хоть сколь-нибудь усложнявшими либо удорожавшими выпуск машины. Эти последние меры позволяли сберечь на изготовлении каждого ЗИСа больше 150 кг металла, которые были больше нужны в производстве танков, самолетов и других видов вооружений. Всего в модификации 5В было выпущено 84 100 автомашин.

Что до иных вариантов ЗИС-5, их подробное перечисление потянет на маленькую книжку. Несколько 10-ов версий иногда изменяли грузовик очень не слабо, прямо до постановки на гусеничный ход и прибавления третьей оси, менявшей колесную формулу ЗИС-5 на 6х4.

ЗиС-5: фото, чертеж, характеристики :: Autonews7 ЗиС-42 (Фото: autowp.ru)

Свойства ЗИС-5

Ниже приведены главные свойства грузовика ЗИС-5 в базисном (не военном) выполнении.