Автомобилисты по всей России обязаны оплачивать транспортный налог. Что изменилось с 1 января 2024 года и сколько денег нужно будет выделить на эти расходы
Мосгордума одобрила повышение транспортного налога с 2025 года. Ставка повысится в среднем не более 10% в год. Например, для машины с мощностью 120 л.с. ставка в 2025 году увеличится на три рубля за каждую лошадиную силу — с 25 до 28 руб., то есть налог вырастет на 360 руб.: с 3000 до 3360 руб.
Традиционно водители получают уведомления о необходимости оплатить транспортный налог осенью каждого года: ФНС отправляет их по почте заказным письмом или размещает в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». При этом существует ряд автовладельцев, которые освобождены от уплаты этого налога. А кому-то транспортный налог начисляют на машину, которая давно продана. Разбираемся, сколько придется заплатить в 2024 году и какие изменения заработают при оплате налога с 1 января.
Содержание
- Что такое транспортный налог
- Как рассчитывается транспортный налог
- Как отличаются ставки налога в регионах
- Налог на роскошь
- Льготы на транспортный налог
- Как проверить налог на машину
- Что изменится при оплате транспортного налога с 1 января 2024 года
- Как заплатить транспортный налог
- Что будет, если не платить
- Что делать, если пришел налог на чужую машину
- Отмена транспортного налога
Что такое транспортный налог
Как только гражданин России регистрирует на себя автомобиль, данные об этом передают в Федеральную налоговую службу. Последняя рассчитывает транспортный налог на автомобиль за финансовый год, учитывая точное количество дней владения с 1 января, и высылает квитанцию на адрес регистрации собственника. Происходит это примерно в августе—сентябре. Срок уплаты налога — до 1 декабря каждого года. То есть налог за 2023 год нужно оплатить до 1 декабря 2024 года [1], а за 2024 год налоги нужно будет заплатить до 1 декабря 2025 года.
Транспортный налог является региональным, то есть деньги от налога пополняют бюджет региона, в котором зарегистрирован собственник. Расходуется транспортный налог на дороги и дорожную инфраструктуру конкретного региона. Во многих субъектах транспортный налог является единственной возможностью отремонтировать разбитые дороги или построить новые.
Как рассчитывается транспортный налог
Основная методика расчета коэффициентов транспортного налога действует с 2003 года, и с тех пор она практически не менялась. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, поэтому суммы для разных категорий машин могут существенно отличаться. Все полученные средства направляют в региональную казну. Поэтому местные власти самостоятельно устанавливают коэффициенты транспортного налога, а также утверждают льготы и скидки для отдельных групп граждан.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки транспортного налога на одну лошадиную силу: до 100 л.с. — 2,5 руб., от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 руб., свыше 150 и до 200 л.с. включительно — 5 руб., свыше 200 и до 250 л.с. включительно — 7,5 руб. и свыше 250 л.с. — 15 руб.
То есть, например, если мощность автомобиля составляет 175 л.с., то он подпадает под ставку 5 руб. за одну «силу». Таким образом, минимальный налог для него составит 875 руб. Но эта сумма может расти в зависимости от региона. Указанные налоговые ставки могут быть увеличены местными властями, но не более чем в десять раз.
Любое физическое или юридическое лицо, которое является собственником автомобиля, раз в год получает от ФНС квитанцию с суммой налога, рассчитанной по специальной формуле
Стоит учесть, что собственник не может выбирать регион с самыми низкими коэффициентами — машину можно зарегистрировать в ГИБДД только там, где зарегистрирован сам владелец транспортного средства.
Как отличаются ставки налога в регионах
Самые низкие ставки сегодня действуют в Ингушетии: от 5 до 40 руб. за лошадиную силу. Маломощные автомобили дешевле всего обходятся жителям Крыма, а также Ханты-Мансийского автономного округа (Югра), где ставка на машины до 100 л.с. составляет 5 руб., а до 150 л.с. — 7 руб., но более мощные машины там обходятся дороже, чем в Ингушетии.
В Свердловской области автомобилисты платят за маломощные машины базовые 2,5 руб., но дальше ставки увеличиваются до средних по стране. Сюда же можно отнести Магаданскую область и Забайкальский край, где ставки на машины до 100 и 150 л.с. составляют, соответственно, 7 и 10 руб., но не так сильно увеличиваются с ростом мощности. Владелец автомобиля мощностью более 250 л.с. в Магадане заплатит по 45 руб. за силу, а в Забайкалье — по 65 руб., и это самые низкие ставки для мощных автомобилей после Ингушетии. Похожие условия (45 руб.) действуют в Приморье, но только для машин старше десяти лет.
По 17 руб. за «силу» придется платить в Якутии за 200-сильный автомобиль, 20 руб. — на Чукотке и Алтае, а самые мощные автомобили проще содержать в Якутии, где ставка составляет всего 60 руб. В Чечне она повышается до 91 руб., в Дагестане — до 105 руб. А в условно «недорогом» Кемерово очень мощные машины рассчитают по ставке 135 руб.
Ставки, близкие к максимально возможным, действуют в Москве [2], Санкт-Петербурге [3] и их областях [4]. Машины мощностью 120 л.с. в Москве считаются по 28 руб. за силу.
Узнать ставки транспортного налога в своем регионе можно с помощью справочного сервиса на сайте ФНС
Налог на роскошь
Транспортный налог c повышенным налоговым коэффициентом вынуждены платить владельцы транспортных средств из списка роскошных машин. Такой список опубликован на сайте Минпромторга и обновляется каждый год в марте [5].
В начале 2022 года роскошными в России считались автомобили стоимостью от 3 млн руб. Однако 22 марта 2022 года Госдума приняла закон о повышении минимального порога стоимости легковых автомобилей, на которые распространяется так называемый налог на роскошь. Согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, планка для его доначисления выросла с 3 млн до 10 млн руб. Эти изменения распространены только на автомобили, приобретенные с 1 января 2022 года.
Таким образом, автовладельцу, который купил машину дороже 10 млн руб., придется умножить стандартный транспортный налог по мощности на специальный «роскошный» коэффициент — на него придется дополнительно умножить полученную сумму при расчете налога.
Как напомнили в ФНС, в отношении легковых автомобилей дороже 10 млн руб. в России действует повышенный коэффициент 3 — водители называют его налогом на «роскошь». Он распространяется на автомобили: