Спрос на автошины резко вырос, цены — тоже В первом полугодии 2024 года в РФ зафиксирован устойчивый рост спроса на автошины. Статистикой и перспективами развития шинного рынка поделился с Autonews.ru дежурный гос системы маркировки «Искренний символ»
Что с продажами
В январе—июне 2024 года в стране наблюдался устойчивый рост спроса на авто шины. По подсчетам профессионалов гос системы маркировки «Искренний символ», к аналогичному периоду 2023 года рост продаж всех типов покрышек в рознице возрос на 15%. При всем этом в прошедшем году рост по отношению к первому полугодию 2022 года был еще выше — 30,9%.
В шинном кластере «Кордиант» устойчивый рост спроса связали с постепенным восстановлением авторынка. В компании отметили, что сейчас это в основном рынок китайских машин с колесами немаленький размерности (17 дюймов и больше). Если в 2022 году наблюдался спад продаж, то по итогам 2023-го был зафиксирован рост 16% по легковому сектору. Большим спросом воспользовались легковые шины частей «С» и «В».
Какие шины приобретают
Большим спросом, по данным ЦРПТ, в первом полугодии воспользовались шины для легковых автомашин — на их пришлось 86,2% от всех розничных продаж. На 2-ом месте по популярности — легкогрузовые шины для среднетоннажных грузовых машин, автобусов и другой техники (5%). На другие типы покрышек пришлось 3,3% продаж, на шины для грузовых машин — 2,8%. Толика мотоциклетных шин в структуре рынка всего 1,6%.
| Общая устройство рынка | |
| Тип | Толика, % |
| Легковые | 86,2 |
| Легкогрузовые | 5 |
| Грузовые | 2,8 |
| Мотоциклетные | 1,6 |
| Остальные | 3,3 |
Посреди легковых шин большей популярностью в первом полугодии 2024 года воспользовались летние покрышки — их толика составила 77,2%. На шипованные зимние шины пришлось 10,6% всех розничных продаж, а на зимние фрикционные — 8,5%. Толика всесезонных шин — 3,1%.
| Устройство рынка легковых шин по типам | |
| Тип | Толика, % |
| Летние | 77,2 |
| Зимние шипованные | 10,6 |
| Зимние фрикционные | 8,5 |
| Всесезонные | 3,1 |
По наблюдениям представителей шинного кластера «Кордиант», по части премиального сектора спад в первом полугодии сохранялся. В компании растолковали это тем, что западные компании резко уменьшили либо стопроцентно закончили дело в РФ, остановив пр-во. Покупатели как и раньше могут и желают покупать премиальную продукцию, но это не постоянно может-быть из-за ограниченного предложения.
В 2022 году из РФ ушли почти все зарубежные производители шин. А именно, компания Michelin продала активы фирме «Пауэр Интернэшнл Тайрс» в марте 2023 года, активы Nokian Tyres достались «Татнефти», а русское предприятие Continental перебежало к АО «Кордиант». Ушел из РФ и японский производитель Bridgestone. Его завод в Ульяновске должен начать работу в ноябре 2024 года под брендом Gislaved. Производственные мощности этой площадки рассчитаны на выпуск 2,4 миллиона шин в год.
В Pirelli увидели, что поменялся портрет покупателя и его поведение. Если прежде премиальные автомашины были в основном европейскими, то сейчас они китайские. Это накладывает след в том числе на выбор покрышек: зимой покупатели выбирают премиальные шины, ориентируясь на качество и безопасность, а летом получают дешевые и наименее технологичные изделия.
Динамика цен
Цена шин в РФ продолжила расти на волне роста спроса. По подсчетам профессионалов ЦРПТ, в среднем одна летняя покрышка в первой половине 2024 года продавалась в рознице за 5830 руб. Данный показатель оказался на 13,7% выше уровня аналогичного периода прошедшего года. Всесезонные шины прибавили в стоимости 13,2% — до 8264 руб. за единицу. Шипованные зимние шины — 8,8%, до 7333 руб., а нешипованные стали дороже на 10,5%, до 5897 руб.
| Динамика цен на шины | ||
| Тип | Динамика, % | Средняя стоимость, руб. |
| Летние | +13,7 | 5830 |
| Зимние шипованные | +8,8 | 7333 |
| Зимние фрикционные | +10,5 | 5897 |
| Всесезонные | +13,2 | 8264 |
В русском консульстве Pirelli отметили, что рост цен на шины обоснован в основном повышением цен на сырье: покупка компонент в 2024 году осуществляется по новым ценам, что оказывает влияние на конечную цена продукта. Качественные составляющие постоянно стоят дороже, выделили в компании. В текущих критериях покупка ряда компонент значительно осложнилась. Воздействовали и другие причины: инфляция, удорожание логистики, и еще острая нехватка кадров.
В компании «Кордиант» зафиксировали тренд к понижению темпов роста цен на легковые шины. Тенденцию связали с повышением толики экономного сектора. Средняя цена шины в летнем ассортименте за период 2022–2024 годов уменьшилась на 11%. Если же ассоциировать цены с летним сезоном 2024/2023, то рост составил 13%.
Растраты жителей России
В связи с повышением спроса на шины и ростом цен растраты жителей России в валютном выражении возросли к аналогичному периоду прошедшего года на 35,7%. Если в январе—июне 2023 года суммарно на приобретение шин было потрачено 175,7 миллиардов руб., то в январе—июне 2024-го — 238,5 миллиардов, на 62,8 миллиардов больше.
Тенденции и прогнозы
В ЦРПТ выделили, что шинный рынок в стране деятельно развивается. А именно, во 2-ом квартале 2024 года единый объем предложения по сопоставлению с тем же периодом прошедшего года вырос больше чем на 15%. Пр-во на русских заводах возросло на 11%, а поставки из других государств — на 23%.
«Уход многих забугорных авто компаний с русского рынка открыл дорогу новым, в основном азиатским производителям, которые придерживаются больше демократичной ценовой политики», — прокомментировала Варвара Михайлова, босс товарной группы ЦРПТ. Россияне стали почаще делать выбор в пользу больше экономных вариантов. Расширение ассортимента завлекает покупателей.
В шинном кластере «Кордиант» отметили, что пока в РФ продолжает наблюдаться тенденция отложенного спроса. У владельцев автомобилей формируется новенькая потребительская норма, так как шины — не тот продукт, от которого можно отрешиться, их все равно придется приобретать. Те, кто не заполучил новые шины раньше, сталкиваются с неувязкой выбора: ряда знакомых марок уже нет, но возникает немало новых, в том числе китайских.
В Pirelli также зафиксировали изменение структуры рынка в пользу больше дешевеньких и наименее технологичных шин. Это положительным образом сказалось на средней цены.
Представители отрасли считают, что ожидать недостатка авто покрышек в РФ не стоит. В Pirelli выделили, что совокупные производственные мощности на русском рынке позволяют удовлетворить текущий спрос. Больше того, в связи с ограничениями на вывоз в компании переориентировали все мощности русских заводов на местный рынок: объем, который сначала шел на вывоз, сейчас остается в стране. Предложение для российских покупателей стало выше, а загруженность складов поддерживается на среднем уровне. Большая часть производственных площадок недозагружено: при увеличении спроса выпуск шин можно дополнительно нарастить.
На данный момент, по воззрению представителей отрасли, заканчивается процесс реорганизации и наблюдается тренд на усовершенствование свойства предложения. Восстановление продаж автомашин и возможность заслуги характеристик уровня 2021 года также поддерживает шинный рынок.
За 1-ые 4-е месяца 2024 года пр-во шин возросло на 29% к аналогичному периоду 2023 года, при всем этом 96% всего производства в стране приходится на 4 больших производителей.
Раньше стало понятно, что в РФ появится 1-ый всесезонный центр тесты шин на базе ФГУП «НАМИ». На данный момент в РФ существует 3-и полигона для испытаний авто покрышек (ФГУП «НАМИ», ООО «ШИЦ «Верхушка» в Ярославле и НТЦ «КАМА» в Нижнекамске), но ни один из их не является всесезонным. Надобность в испытаниях вырастает. Имеющиеся центры не могут проводить тесты ежегодно, притом что надобность компаний в летних испытаниях на 2025 год оценивается больше чем в 3 тыс. комплектов.
Материалы по теме: