Все о резонаторах: где они находятся, для чего они нужны и можно ли их отремонтировать Когда разговор заходит о ремонте выхлопной системы, обычно речь идет либо о глушителе, либо о катализаторе. При этом забудьте о резонаторах. Без резонатора выхлопная труба не полностью функциональна
- Что такое резонатор
- Для чего нужен резонатор
- резонаторное устройство
- Тип резонатора
- проблема с резонатором
Что такое резонатор
Резонатор – это один из элементов выхлопной системы автомобиля. Он расположен между катализатором (или пламегасителем) и глушителем. По форме и средним размерам резонатор примерно такой же, как глушитель, или чуть меньше.
Для чего нужен резонатор
Несмотря на схожесть формы и размера, резонаторы функционируют иначе, чем глушители, хотя есть некоторые сходства. Основные функции резонатора.
Сглаживание пульсаций газов, возникающих в выпускном тракте в процессе работы двигателя
Это основная функция резонатора. Вопреки мнению рядовых водителей, не погружающихся в дизайнерские дебри, поток выхлопных газов на своем пути от двигателя к улице идет неравномерно. В действительности это не равномерный поток, где в зависимости от частоты вращения меняется только скорость, а поток, в котором газ в каждой части постоянно пульсирует. Эти пульсации мощности двигателя соответствуют тактам работы двигателя внутреннего сгорания, но могут хаотично смешиваться и мешать. Газовые импульсы «толкаются» друг на друга, создавая сопротивление (подпор) на выходе. Это снижает мощность и увеличивает расход топлива. И задача проектировщика выхлопной системы — сделать эти пульсации максимально регулярными и не создавать противотока в выхлопе. Для этого в первую очередь нужен резонатор. Конструкция резонатора рассмотрена ниже.
Снижение шумов со стороны выхлопной системы
Резонаторы разделяют эту функцию с глушителями и являются первым шагом на пути к снижению выбросов.
Снижение температуры выхлопных газов
Пройдя через каталитический нейтрализатор, для эффективной работы которого необходимы высокие температуры (именно для этого в первую очередь делают каталитические нейтрализаторы), выхлопные газы еще очень горячие, достигая значений в несколько сотен градусов. Резонатор охлаждает поток и предотвращает самопрогорание элементов выхлопной системы.
Устройство резонатора
Внешне резонатор представляет собой простую металлическую герметичную «банку», которую часто называют глушителем. Однако структура этого элемента гораздо сложнее, чем кажется. Внутри резонатора имеется несколько отсеков, соединенных между собой сетью труб. Эти трубы бывают разных форм и диаметров, а некоторые имеют специальную направленную перфорацию. Кроме того, эти трубы могут соприкасаться друг с другом или разветвляться
По сути, резонатор представляет собой сложный лабиринт, в котором «теряются» выхлопные газы, неоднократно отражаясь от стенок и проходя через отверстия. Поэтому снижается скорость и частично снижается температура. При этом снижается и акустический фон.
Существует огромное количество типов и подтипов внутренних конструкций автомобильных резонаторов. Но этот элемент имеет одно значение. Он замедляет газ и охлаждает его, а также регулирует общую пульсацию потока на пути к глушителю.
Виды резонаторов
Классический резонатор
Самая простая конструкция состоит из пары внутренних переборок, соединенных одной или двумя промежуточными трубами. До эпохи массового внедрения катализаторов и электронных систем управления именно такие конструкции устанавливались в маломощные автомобили.
При желании простой резонатор можно сделать и самому, предоставив определенные материалы и сварку (часто это делают умельцы). Конечно, в этом случае говорить о повышении КПД двигателя не приходится.
Комбинированный резонатор
Все современные автомобили оснащены данным типом. Связанный резонатор требует не только переборок и труб, но и наличия других элементов. Например, внутренний изоляционный наполнитель снижает нагрев пола автомобиля над «банкой» и одновременно выступает поглотителем звуковых волн. Также, как уже говорилось выше, могут быть различные ответвления, сложная перфорация, телескопические системы труб (одна внутри другой) и прочие инженерные хитрости.
Спортивные резонаторы
Эта категория редкая и особенная по сравнению с общей массой выхлопной системы. Если в гражданских выхлопных трубах резонатор многофункциональный, то в спортивных применениях весь акцент смещается на максимальное повышение эффективности двигателя. Другими словами, звукоизоляционные и звукоизоляционные свойства отходят на второй план, а приоритет отдается тому, насколько хорошо они не препятствуют потоку газа. Глобально спортивные резонаторы можно разделить на два типа.