Эксперты предупредили о резком росте цен на все в машины в октябре Правительство определилось с новым размером утильбора. Autonews.ru выяснил, насколько подорожают машины, как их будут возить и может ли возникнуть дефицит
В России утильсбор на автомобили будет проиндексирован с 1 октября 2024 года. На первом этапе ставка вырастет в среднем на 70–85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого последующего года. Соответствующий план был утвержден правительством страны.
Autonews.ru с помощью экспертов, частных продавцов и дилеров решил разобраться, для чего же необходимо это нововведение, что поменяется для водителей и как сильно подорожают машины этой осенью.
Что изменилось
С 1 октября коммерческий утильсбор для новых легковых автомобилей с двигателями объемом до 1,0 л, которые привезли в Россию для перепродажи, вырастет с 81 200 до 150 200 руб. Для машин с моторами до 2,0 л эта цифра увеличится с 306 000 до 556 200 руб. Что касается моделей с агрегатами до 3,0 л, то тут ставка составит 1 562 800 руб. (сейчас — 844 800 руб.)
Утилизационный сбор вырастет и для автомобилей с двигателями до 3,5 л — с 970 000 до 974 000 руб., а с силовыми агрегатами объемом свыше 3,5 л — до 2 285 200 руб.
При этом индексация не затронет физлиц, ввозящих автомобили с моторами объемом 3,0 л для личного пользования. Для таких водителей предусмотрены льготные коэффициенты — утильсбор 3400 руб. для новых легковушек и 5200 руб. — для машин старше трех лет.
Белорусская лазейка
Кроме этого, новое постановление предельно затруднит деятельность продавцов, которые оформляли автомобили в странах ЕАЭС и потом продавали их в России. Такая лазейка позволяла снизить таможенную стоимость и сделать цену более привлекательной для клиента.
«Однако теперь, если с момента ввоза в ЕАЭС не прошло 12 месяцев, то попадая в Россию, утильсбор будет коммерческим», — рассказали Autonews.ru в Ассоциации «Автомобильные дилеры России».
По мнению представителя Национального автомобильного союза Антона Шапарина, это ограничение больно ударит по наиболее платежеспособным водителям, которые заказывают новые и подержанные автомобили из Европы.
«Это так называемый белорусский портал растаможки автомобилей через льготников. С 1 октября он прикрывается», — подчеркнул эксперт.
Зачем это нужно
В первую очередь такие меры направлены на защиту интересов отечественного автопрома. Так, повышение утильсбора должно стать дополнительным стимулом для иностранных брендов инвестировать в производство на территории России.
К примеру, с поддержкой этой инициативы правительства уже выступил отечественный АвтоВАЗ. Помимо этой компании свое производство в нашей стране имеет китайский Haval. Также на заводе в Москве выпускают перелицованные версии автомобилей JAC под брендом «Москвич», а на предприятии в Санкт-Петербурге — машины XCite, которые отличаются от моделей Сhery фактически лишь шильдиками.
Шапарин в качестве одной из причин нововведения также называет увеличение бюджетных поступлений. По оценке эксперта, это примерно «плюс 400 млрд руб. в год».
Схожего мнения придерживается участник рынка Руслан Кривонос, который специализируется на доставке автомобилей в Россию из Европы через Белоруссию. По его словам, все это делается в том числе для того, чтобы прекратить ввоз машин через ЕАЭС.
«Тут смысл в том, чтобы таможили машину напрямую и все платежи поступали именно в российский бюджет. Это абсолютно логично», — заметил эксперт.
Как это повлияет на цены
Как считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин, повышение утильсбора однозначно приведет к росту цен на автомобили. Продавцы включают эту ставку в стоимость машины, что в результате отражается на стоимости. По прогнозу специалиста, цены на автомобили в России вырастут осенью примерно на 10%.
При этом он уверен, что подорожания не смогут избежать и модели, которые сейчас выпускают в России.
С ним, к слову, согласен и Шапарин. Он отметил, что утильсбор — это мощный фактор инфляции. Именно поэтому корректировать цены в сторону повышения придется, в частности, и тем автопроизводителям, которые выпускают машины непосредственно в нашей стране.
«При этом намного серьезнее снизится доступность ряда китайских автомобилей. Это в любом случае приведет к росту доли АвтоВАЗа и сокращению выбора для потребителей», — подчеркнул он.
Похожей точки зрения придерживается и глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Повышение утиля он назвал «очень существенным» и выразил уверенность, что эти нововведения обязательно скажутся на стоимости автомобилей на рынке. При этом эксперт отметил, что рост цен будет не единовременным, а постепенным.
«По моему мнению, до конца года можно ожидать роста цен на 5–7%. Цены на автомобили, которые привозят по схеме альтернативного импорта, отреагируют быстрее», — рассказал Целиков.
Он добавил, что бренды, которые поставляют машины официально, тоже будут корректировать цены, но растягивая это во времени. На первом этапе уберут спецпредложения и акции, потом будут повышать РРЦ (рекомендованные розничные цены).
«С начала 2025 года стоит ожидать следующей волны роста стоимости машин», — резюмировал эксперт.
Также рост цен на автомобили спрогнозировал Кривонос. Правда, тут, по его словам, все точные цифры будут зависеть от сегмента машин.
«К примеру, кроссоверы с двигателем объемом от 2,0 л за счет утиля в зависимости от модели и марки могут прибавить в цене от 250 тыс. до 550 тыс. руб. Это касается машин, которые ввозятся через ЕАЭС», — заявил он.
Что будет с коммерческим транспортом
Индексация утилизационного сбора в октябре 2024 года затронет не только легковые авто, но и коммерческий транспорт: грузовые автомобили, прицепы, автобусы и спецтехнику. При этом повышение утилизационного сбора для дорожно-строительной техники стартует только с 2025 года и ежегодно будет увеличиваться на 15%.
Как считает директор по развитию бизнеса ГК «Альфа-Лизинг» Иларион Демчиков, наиболее ощутимо утильсбор отразится на логистических компаниях, которым необходимо регулярно обновлять автопарки, в связи с чем рост стоимости коммерческого транспорта может повлиять на тарифы грузоперевозок — их стоимость может увеличиться на 10–15%.
«Соответственно, грузоперевозчикам будет выгоднее приобретать технику, которая произведена в России. Например, в сегменте LCV — это ГАЗ, УАЗ и Sollers, доля которых в продажах за первое полугодие текущего года составила 54, 16,3 и 10,9% соответственно», — отрапортовал Демчиков.
Будет ли дефицит автомобилей
Как считает Кривонос, повышение ставки утилизационного сбора не заставит продавцов прекращать бизнес. По его мнению, гораздо серьезнее нововведение отразится на потребителе.
«Дефицита автомобилей ждать не стоит. Сейчас продавцы стремятся завести в страну максимальное количество машин, пока не начали действовать новые ставки утильсбора. После 1 октября некоторые автомобили станет невыгодно таможить в Белоруссии. Однако такие машины будут растаможивать сразу в России. Эти модели станут дороже, однако схема станет много более прозрачной», — объяснил он.
С долей оптимизма на ситуацию смотрит и заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. По его словам, повышение ставки утильсбора было ожидаемым и авторынок к этому готовился. Он отметил, что два месяца продажи автомобилей в России демонстрируют неплохой уровень. При этом на складах автодилеров есть модели по старым ценам, и повышенный спрос на них сохранится.
«Сетям есть что продавать, китайские бренды завезли большой объем машин, превышающий темпы продаж на ближайшие три-четыре месяца», — заключил Тюктеев.
Читайте также: