Autonews назвал плюсы и минусы нового российского автомобиля «Атом» Электрокар без средних стоек кузова российской разработки? Звучит как минимум любопытно. Первые машины поступят в продажу во второй половине 2025 года. Autonews.ru опробовал предсерийную модель в деле Российский электрокар получил «кроссоверный» силуэт и запоминающуюся внешность. Перепутать «Атом» с любым другим автомобилем на нашем рынке невозможно  (Фото: АО «Кама»)

Автомобиль проекта «Атом» впервые показали в мае 2023 года, а до конца текущего года машина встанет на конвейер столичного завода «Москвич». Autonews.ru познакомился с предсерийным образцом, который, по словам создателей, на 95% готов к массовому производству. Инженерам осталось лишь провести финальные настройки электроники и некоторых компонентов.

Магия снаружи

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews1 Черные глянцевые элементы декора на предсерийном «Атоме» выполнены по обходной технологии. На товарных экземплярах пластик будет иным (Фото: АО «Кама»)

Снаружи «Атом» — типичный городской автомобиль, чуть схожий по концепции с японскими кей-карами или компактными вэнами. Высокий капот, массивные задние стойки, «кроссоверный» силуэт, светодиодная оптика, дорожный просвет в 170 мм — в нем собрано все, что импонирует современным потребителям. Внешность вышла яркой и запоминающейся. Перепутать «Атом» с любой другой моделью на российском рынке попросту невозможно. Зачет.

Накладки из черного пластика по периметру кузова несут в себе функциональную нагрузку. На предсерийном «Атоме» эти детали глянцевые, но в товарных образцах их наверняка сменят более привычные матовые элементы, не боящиеся физических контактов с препятствиями. А вот заднего «дворника» мы не нашли. В российских реалиях он точно нужен: чистое стекло на кузовах типа «универсал» — невероятная редкость, чуда ждать не стоит.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews2 Длина «Атома» — менее четырех метров, но число дверей — стандартное. Без ликвидации центральной стойки кузова посадка-высадка пассажиров была бы сильно затруднена (Фото: АО «Кама»)

Забавная деталь: при скромной длине кузова в 3995 мм у «Атома» четыре боковых двери, что нетипично для машин такого класса. Колесная база и вовсе впечатляющая — 2635 мм. Для сравнения: у Kia Rio этот показатель — 2 600 мм.

Простота внутри

О преимуществах и недостатках внешности «Атома» можно рассуждать сколь угодно долго, но создана машина не для любования, а для езды. Нажимаем на кнопку открывания пассажирской двери — и начинается шоу. Сперва автомобиль приоткрывает переднюю дверку, затем распахивает заднюю. При открытии обеих образуется громадный проем во всю длину салона, центральной стойки кузова здесь нет.

Шикарные, но неликвидные кроссоверы: топ-4 моделей в России :: Autonews

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews3 При открывании боковых дверей образуется громадный проем во всю длину колесной базы, но жесткость кузова от этого не страдает (Фото: АО «Кама»)

Для воплощения смелой задумки создателям пришлось усилить пороги кузова алюминиевым брусом. На уровень безопасности распашные двери повлиять не должны. Они — силовой элемент конструкции: при закрывании внахлест как раз и образуют недостающую центральную стойку. В инжиниринговом центре рассчитывают как минимум на 4 звезды в краш-тестах. Тем более, что у «Атома» шесть подушек безопасности.

Однако из-за сложного механизма открывания боковых дверей «Атом» лишился в уже ставшей привычной для всех опции: дверь багажника лишена сервопривода, его не будет ни в одной из комплектаций.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews4 Багажник «Атома» — не для автопутешествий, но пара-тройка чемоданов в него помещается. Запаски также нет: под полом «трюма» прячется электромотор. Электропривода пятой двери не будет во всех комплектациях (Фото: Autonews)

Кресла кажутся игрушечными из-за тоненьких подушек, но на комфорте это не сказывается. Сам салон — торжество минимализма. Комбинированная обивка сидений, тканевые вставки на торпедо и дверных картах — вот то немногое, что отвлекает от нарочитой простоты на грани аскетизма.

В салоне не хватает света из-за чуть давящей по высоте крыши с черным потолком. Увы, установка «панорамки» в случае с «Атомом» невозможна из-за все тех же распашных дверей, но в будущих проектах такая опция должна появиться.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews5 В салоне «Атома» царит тотальный минимализм. Почти все органы управления собраны на руле. Исключение — блок из четырех кнопок на центральной консоли, отвечающий за «ручник» и выбор направления движения  (Фото: Autonews)

Из приятных мелочей: на переднем ряду есть пара беспроводных зарядок для смартфонов и два подстаканника, а вот привычной двухуровневой центральной консоли в «Атоме» нет и, вероятно, не будет. В ней просто нет необходимости. Выбрать направление движения и поставить автомобиль на «ручник» можно с помощью кнопок на торпедо.

Руль «Атома» со встроенным экраном вызвал бурю негативных эмоций у автолюбителей. К его созданию подошли серьезно, ведь права на ошибку попросту нет: с экрана управляется и «климат», и сиденья, мультимедиа и навигация, на него завязано абсолютно все. Хотите изменить наклон и вылет рулевой колонки — вам в цифровое меню, подвинуть пассажирское кресло — туда же, поскольку физические кнопки на самом кресле отсутствуют. Вместо них можно будет воспользоваться голосовым помощником с нейросетевыми технологиями, либо взять в руки смартфон, подключить его по NFC-метке и управлять параметрами через приложение. Удобно? Лично мне так не кажется. Вишенкой на торте могла бы стать быстросъемная конструкция руля: припарковался, снял руль и ушел вместе с ним — и противоугонка не нужна, ведь брать больше нечего. Удобно ли работать такой «баранкой», расскажу чуть ниже.

Силы ПВО сбили 12 снарядов реактивных систем над русскими регионами

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews6 Традиционных подрулевых переключателей на «Атоме» нет. Даже «поворотниками» и светом заведуют кнопки на самом руле, а экран вращается вместе с рулевым колесом. Смелое и спорное решение (Фото: Autonews)

Но в целом планы по «Атому» грандиозные: в перспективе распознавать водителя будет камера и автоматом под него подстраивать все нужные параметры. Еще появится система дополненной реальности. Опробовать AR-надстройку нам пока не удалось, но активная работа над ее реализацией ведется.

Паркурщик

Ездовые повадки — вот, пожалуй, наименее спорный момент в российской новинке. Модель получила развесовку, близкую к эталонной, — 50:50. Размещение двигателя под полом багажника позволило избавиться от привычных приводов на передних колесах. Профит — солидный выворот, позволяющий автомобилю разворачиваться в один прием даже на очень узких улочках: радиус разворота вышел меньше 5 метров.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews7 Огромный выворот передних колес достигается отсутсвием передних приводов со ШРУСами. Крутящий момент передается на задние колеса (Фото: АО «Кама»)

Едет «Атом» благородно и мягко. Даже при проезде бетонных плит, едва прикрывающих рельсы железнодорожных путей, на пятую точку не прилетают тычки. Сзади тряски тоже немного, хотя профиль шин довольно низкий: 215/55 R17. Шумоизоляция на уровне. Настройки ходовой части уже финализированы, и они действительно неплохи.

204 «жеребца» и 295 Н·м на задней оси срывают автомобиль с места задорно и уверенно. На предсерийном образце мотор программно подзажат, однако на заводских экземплярах разгон до сотни должен уложиться в 8 секунд. Увы, снять электронный «ошейник» в лице ESP на «Атоме» не получится: создатели модели пообещали сделать все возможное, чтобы он не стал мечтой для дрифтеров.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews8 Тяговая батарея «Атома» размещена под днищем, клиренс — достойный: 170 мм (Фото: АО «Кама»)

Немного удивили своей резкостью тормоза. Плавно дозировать замедление на «Атоме» довольно сложно. Как говорят инженеры, лишь потому, что система рекуперации еще не внедрена. До запуска в серию автомобиль предстоит научить плавному переходу с электрического торможения на механическое.

Названо число желающих отдать голос на выборах не по прописке жителей России

Руль у «Атома» в меру острый (менее 3 оборотов от упора до упора), но легкий. Для городских передвижений — самое то. Пожалуй, лишь не очень удобно работать самим штурвалом: из-за интегрированного в рулевое колесо новомодного монитора резкий перехваты даются с трудом, держаться за «баранку» приходится, как учили в автошколе.

Кстати, в инжиниринговом центре «Атома» идет обкатка автопилота уровня L2, а значит со временем ситикар эволюционирует еще больше.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews9 Создатели «Атома» уверены в безопасности модели: расчетный уровень — четыре звезды. Уже в базовой комплектации есть 6 подушек (Фото: АО «Кама»)

Ценный вопрос

Знакомство с предсерийным экземпляром показало, что проект не просто жив, но и активно развивается. С огромной вероятностью, многие пользователи каршеринга смогут лично ознакомиться с моделью «Атом» уже в этом году. В настоящий момент экземпляры VC (Validation Cars) проходят финишные испытания, после которых машина встанет на конвейер.

А вот прайс-лист покупателей едва ли порадует. Официальная цена пока не объявлена, однако навскидку речь идет о планке в 3–4 млн. руб. С другой стороны, и столь необычных машин городского форм-фактора на рынке просто нет.

Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews10Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews11Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews12Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews13Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews14Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews15Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews16Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews17Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews18Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews19Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews20Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews21Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews22Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews23Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews24Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews25Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews26Обзор и тест электрокара «Атом»: технические характеристики, оснащение, опции, плюсы, минусы :: Autonews27В инжиниринговом центре «Атома» уже идут работы над следующими моделями, а первенец российской марки встанет на конвейер до конца текущего года. На электрокар уже собрано более 30 тыс. предзаказов(Фото: АО «Кама»)Кузов «Атома» полностью спроектирован российскими инженерами. Для усиления каркаса в порог пришлось интегрировать мощный алюминиевый брус. Стальные элементы оцинкованы с обеих сторон(Фото: Autonews)Так выглядит электропривод открывания боковых дверей. Обратите внимание на мощный продольный усилитель. При смыкании двери фактически образуют отсутстующую центральную стойку кузова (Фото: Autonews)Пока площадка с беспроводной зарядкой под смартфоны имеет очень большой наклон, но на серийных машинах она станет иной(Фото: Autonews)Центральная консоль удивляет простотой. Здесь лишь два подстаканника. Подлокотник стационарный, привычного бокса под ним нет(Фото: Autonews)Фото: AutonewsУсесться втроем на втором ряду «Атома» проблематично, но для двоих места достаточно. Спинка регулируется по углу наклона(Фото: Autonews)В спинках передних кресел предусмотрены крючки для одежды(Фото: Autonews)Карты дверей — комбинированные, с тканевыми вставками, максимально простые и практичные(Фото: Autonews)

К тому же отрадно, что в России наконец-то появится своя высокотехнологичная, конкурентная и современная платформа с заделом на будущее, без которого на реальное развитие национального автопрома уповать не приходится. 

Читайте также: