Юристы объяснили, чем грозит для водителей увеличение срока ремонта по ОСАГО Законопроект об увеличении предельного срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней еще больше осложнит жизнь российских автовладельцев. На проблему указали эксперты, опрошенные Autonews.ru. Решать вопрос придется через суд
Российским водителям придется еще дольше ждать ремонта по ОСАГО. Страховые компании продолжат вынуждать автолюбителей получать компенсацию деньгами и отказываться от положенного Законом об ОСАГО восстановительного ремонта. В этом уверены юристы и общественники, проанализировавшие по просьбе Autonews.ru готовящиеся изменения сроков восстановительного ремонта. Нововведения могут быть приняты в осеннюю сессию.
Опрошенные редакцией специалисты считают, что натуральная форма компенсации в автогражданке «фактически мертва». Дополнительные 15 дней, которые предложено добавить к действующему сроку, ситуацию в лучшую сторону не изменят. На протяжении ряда последних лет на эту форму компенсации приходилось менее 10% всех случаев возмещения ущерба.
Страховщики винят в проблеме автосервисы и ссылаются на невозможность поставки запчастей в отведенный законом 30-дневный срок. Юристы же считают, что причина неисполнения обязательств кроется в другом: страховым компаниям выгоднее платить живые деньги.
Увеличение предельных сроков ремонта, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, станет лишь еще одним рычагом давления на автомобилистов. «Либо мы тебя на 45 дней поставим на ремонт, либо соглашайся на три копейки, которые тебе выплачивают», — таким будет выбор, по словам эксперта.
Что произошло
Возможность увеличения предельных сроков ремонта машин по ОСАГО активно обсуждается с весны прошлого года. О внесении соответствующей корректировки в Закон об ОСАГО попросили страховые компании через Российский союз автостраховщиков (РСА). Поддержку в вопросе оказывает Общественная палата. До внесения инициативы на рассмотрение в Госдуму изучалось несколько вариантов. В частности, срок предлагалось увеличить вдвое — с 30 до 60 дней. В окончательном законопроекте речь идет уже о дополнительных 15 днях, которые можно будет получить при соблюдении нескольких условий.
Проект изменений в Закон об ОСАГО, предусматривающий увеличение предельного срока восстановительного ремонта машин после ДТП с сегодняшних 30 до 45 дней, был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 23 июля 2024 года. В письме к законопроекту авторы инициативы Андрей Кутепов и Валерий Васильев пояснили, что восстановительный ремонт транспортных средств после 24 февраля 2022 года стал чрезвычайно сложным: страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания из-за превышения сроков ремонта и дефицита запчастей. В связи с этим они предложили изучить возможность продления максимально допустимого срока ремонта с учетом необходимости заказа и поставки запасных частей — с 30 до 45 рабочих дней.
Законопроект получил поддержку, но правительство указало на необходимость проработки механизмов, обеспечивающих документальное подтверждение/неподтверждение возможности/невозможности проведения ремонта на СТО в рамках 30 рабочих дней. Еще одним условием стала проработка механизмов противодействия злоупотребления страховщиками правом продления сроков восстановительного ремонта.
27 июля профильный комитет предложил принять законопроект к рассмотрению, а 29 июля было принято решение включить его в программу осенней сессии. Ориентировочно, I чтение состоится в октябре.
Выплаты вместо ремонта
В соответствии с Законом об ОСАГО, приоритетным способом возмещения по ОСАГО является восстановительный ремонт, когда после ДТП машина пострадавшего направляется на СТО, с которой у страховой компании подписан договор. Все, что требуется от автовладельца в этом случае — отдать машину. Расчеты по работам и деталям осуществляет страховая. По факту этот способ почти не используется: вместо ремонта пострадавшим выплачивают деньги.
В Российском союзе автостраховщиков, куда редакция Autonews.ru обратилась за разъяснением, подтвердили, что ситуация с натуральной формой возмещения убытков по ОСАГО продолжает оставаться сложной. В РСА подчеркнули, что по итогам 2023 года доля восстановительного ремонта в структуре компенсаций составила 5,7% против 6,4% в 2022 году. По итогам I полугодия 2024 доля ремонта упала до 5%. В РСА считают, что уровень доли ремонта в 2024 году останется на уровне прошлого, 2023 года.
«Полагаем, что данная мера (увеличение предельного срока восстановительного ремонта, — прим. ред.) частично решит проблему с проведением ремонта по ОСАГО», — прокомментировали инициативу в РСА.
В Страховой группе Совкомбанка редакции Autonews.ru пояснили, что за последний год на натуральное возмещение по ОСАГО пришлось порядка 4–5% случаев против 95% по денежным выплатам. В компании подчеркнули, что натуральное возмещение (ремонт) для клиентов предпочтительнее, однако данный вариант урегулирования убытков по ОСАГО используется в меньшем количестве случаев «из-за законодательных ограничений и требований к СТО».
Сложности с восстановительным ремонтом в страховом сообществе связывают с невозможность осуществления работ в отведенных законом срок (30 дней). В «Совкомбанк Страховании» указали на невыполнимость установления сроков поставки ряда санкционных компонентов (электронные блоки, фары, датчики, системы безопасности и т.д.): сейчас он составляет от четырех месяцев и более. При неисполнении ремонта в отведенный срок страховые компании получают иски и выплачивают не только компенсацию, но и огромные штрафы, пени, компенсацию морального ущерба.
Виды компенсации по ОСАГО
В соответствии с Законом об ОСАГО, страховщик не может отказать в удовлетворении требования о выдаче направления на ремонт на СТО с заменой поврежденных деталей новыми. Без установленных законом или соглашением сторон оснований страховщик не вправе изменять условия обязательства. В том числе он не может изменять способ исполнения.
Выплата деньгами правомерна и допускается: