Минтранс РФ определил, кто будет нести ответственность в авариях с беспилотными автомобилями

Законодателям в странах с развитым авторынком рано или поздно придется сделать выбор по вопросу ответственности за дорожно-транспортные происшествия с участием беспилотных транспортных средств, но Минтранс РФ уже установил правила в отношении беспилотных транспортных средств.Мы готовим законопроект это включает в себя следующее. Он гарантирует движение по дорогам общего пользования в России, а также разграничивает ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП, связанных с участием. В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.

Издание “Коммерсантъ” отмечает, что с 2018 года беспилотные легковые и грузовые автомобили на выделенных участках дорог испытывали ряд российских девелоперских компаний (“Яндекс”, “Сверафтек”, “Камаз”, “Магнит”), но без каких-либо опасений по поводу безопасности водитель должен находиться за рулем. Первоначальные испытания показывают, что уровень аварийности можно снизить на 90% за счет использования автопилота, а затраты на грузовые перевозки можно снизить на 30% за счет отказа от оплаты водителям и выбора более оптимальных режимов движения с точки зрения расхода топлива.

Чиновники заявили, что российские власти выразили принципиальное согласие разрешить беспилотные транспортные средства на дорогах в 2021 году, но для реализации этого плана необходим отдельный закон, проект которого в настоящее время представлен Минтрансом России. Российская Федерация в сотрудничестве с экспертной группой. Законопроект называется «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» и в первых двух вариантах был представлен в 2021 и 2022 годах, но позже был отправлен на доработку. Текущие планы предусматривают, что закон вступит в силу к 1 сентября следующего года, после чего беспилотные автомобили официально смогут регулярно передвигаться по дорогам общего пользования в Российской Федерации.

Действующий законопроект предусматривает установку на беспилотные автомобили систем, которые позволят транспортным средствам участвовать, «регистрировать события» и удаленно переводить транспортные средства в «состояние минимального риска». Подразумевается, что в случае отказа автопилота транспортное средство должно иметь возможность остановиться в безопасном месте, где пассажиры смогут покинуть транспортное средство, не рискуя своей жизнью. Использование дронов разрешено только на маршрутах, где установлен «цифровой двойник». Это означает, помимо подробных карт, систему телеметрии, способную отслеживать погодные условия, а также данные об авариях и пробках. Можно получить в режиме реального времени. На трассе М-11 уже есть такая дорога с двусторонним движением, на ее строительство потрачено 300 миллионов рублей.

Законопроект запрещает эксплуатацию беспилотных транспортных средств, если на них не установлены последние обновления программного обеспечения. На самом деле разрешение использования дронов на дорогах общего пользования зависит не только от наличия нового программного обеспечения, но и от степени вины в аварии, в которую попал автовладелец. Как правило, основная часть ответственности по умолчанию лежит на владельце транспортного средства. Производители транспортных средств несут ответственность за конструктивные дефекты, приводящие к авариям, а дилеры несут ответственность за неправильное техническое обслуживание. Наконец, если дрон обеспечит возможности дистанционного управления для командования, то при определенных условиях ответственность может быть передана таким специалистам.

Сотрудники ГИБДД должны участвовать в регистрации дорожно-транспортных происшествий с участием дронов. При возмещении ущерба страховая компания имеет право запросить у владельца транспортного средства данные бортового регистратора, а владелец обязан предоставить данные в ответ на запрос. Если выяснится, что в автомобиле использовалась не последняя версия управляющего программного обеспечения, доступная на момент аварии, страховая компания может предъявить иск владельцу дрона.

Эксперты полагают, что в законопроект также должны быть включены положения, описывающие особенности работы муниципальных объектов с высокой степенью автоматизации в сельской местности и парковых зонах. В ходе обсуждения некоторые участники выразили обеспокоенность по поводу несбалансированности определения ответственности за ущерб в случае ДТП. Те же дилеры могут также заставлять владельцев автомобилей проходить более частое техническое обслуживание, чтобы защитить себя от потенциальных судебных исков, или угрожать владельцам дронов дистанционным отключением автопилотов. На этой неделе рабочая группа обсудит текущий вариант законопроекта, а затем направит его в правительство России, а затем в Госдуму. Ожидается, что окончательная редакция закона будет принята к 1 сентября 2025 года.

Похожие записи

Добавить комментарий