По данным Bloomberg, японские автопроизводители понесли самые большие потери среди всех автопроизводителей в период с 2019 по 2024 год в Китае, Сингапуре, Таиланде, Малайзии и Индонезии. И, по словам экспертов, опрошенных Business FM, ситуация для японцев вряд ли изменится в лучшую сторону в ближайшем будущем. Как пишет Bloomberg, если раньше в Юго-Восточной Азии японские машины доминировали, то теперь, например в Таиланде и Сингапуре, доли японских автопроизводителей сократились до 35% с более чем 50% в 2019 году. Объяснение очевидное: китайские машины дешевле и технологичнее. И, кажется, что и в надежности китайцы уже не уступают японцам. По крайней мере, продажи показывают, что многие в это либо поверили, либо готовы рискнуть. Сыграет ли ставка — станет понятно чуть позже, отмечает автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров:

Павел Федоров, автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс»

«Должны пройти десятилетия, чтобы понять, да, эта машина не сгнила, да, вот она служила верой и правдой, прошла миллион километров, как есть в случае с японскими внедорожниками, какими-то грузовичками, пикапами. Миллионники существуют, это уже не легенда, это быль. Здесь пока с китайцами этого не случилось, поэтому через какое-то время, наверное, они появятся».

А пока эксперт отмечают еще одну важную тенденцию. Даже на таком консервативном рынке, как автомобильный, людям (не только в Азии) стало интересно новое, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Сейчас люди в целом начинают постепенно быстрее ощущать потребности в чем-то новом, в чем-то, что будет отличаться от предыдущего опыта. И здесь китайский продукт как раз наиболее интересен, потому что автомобили новые, пользовательский интерфейс, элементы управления автомобилем выглядят чуть-чуть или существенно по-другому. Стоит дешевле, вызывает интерес, положительные отзывы у новых владельцев, потому что люди не знали, что ожидать, они получают хорошие отзывы, хороший опыт, делятся положительными отзывами. Поэтому в целом это предложение достаточно серьезное, с ним очень сильно конкурировать. И я думаю, что если технология электромобилей продолжит набирать обороты, и если будущее за ней, то мне очень сложно представить, что должны будут делать японские производители для того, чтобы удерживать долю хотя бы на своих домашних рынках».

То же самое в равной степени касается и европейских автогигантов, у которых дела в последнее время все хуже, даже если речь идет об автомобилях с ДВС. Не говоря уже об электрокарах, где китайцы уже однозначно обошли всех.