Все про термостат: что такое, как проверить, диагностика своими руками дома Важнейшую деталь системы охлаждения легко снять и проверить дома. Autonews.ru объясняет алгоритм диагностики термостата
- Что такое термостат
- Назначение
- Принцип работы
- Признаки неисправности
- Проверка без снятия
- Проверка термостата кипячением
Что такое термостат
Термостат — это деталь, распределяющая потоки охлаждающей жидкости. В зависимости от температуры термостат направляет ее по малому кругу на прогреве и по большому (через радиатор) при достижении рабочей температуры. Термостат является ключевым звеном в процессе поддержания температурного режима двигателя.
Где находится термостат
Классическое расположение — на блоке цилиндров. Обычно там есть отливка в рубашке охлаждения (это система протоков для антифриза), на которой закреплен корпус термостата. А в корпус вставляется непосредственно сам термостат — небольшая дискообразная деталь размером чуть меньше ладони.
Для чего нужен термостат
Как отметили выше, основная задача — поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости (далее ОЖ) на любых режимах. Для двигателя это очень важно, так как и перегрев и недогрев снижают не только характеристики, но и ресурс.
Как работает термостат
В классическом исполнении устройство представляет собой наполненную искусственным воском — церезином — капсулу. Непосредственно в церезин помещен металлический подпружиненный шток, жестко соединенный с двумя тарельчатыми клапанами.
На холодную
В базовом положении (двигатель холодный) термостат закрыт. Это значит, что под действием возвратной пружины шток перекрывает одним из своих клапанов проток на радиатор. Таким образом, при работе помпы ОЖ циркулирует только по малому кругу. Малый круг охлаждения — это движение антифриза только внутри рубашки двигателя, без прохода через радиатор. Такой маршрут значительно сокращает время выхода на рабочую температуру.
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)(Фото: Гиперавто)
На горячую
В процессе нагрева ОЖ церезин в капсуле также нагревается. Расширяясь, он начинает постепенно выталкивать шток с клапанами наружу. А те, в свою очередь, постепенно перекрывают проток малого круга, и открывают проток большого. Большой круг — это маршрут движения ОЖ через радиатор. В радиаторе жидкость остывает, частично отдавая тепло в атмосферу.
Термостаты рассчитаны на работу и в переходных режимах. Когда протоки малого и большого круга частично открыты одновременно. В среднем это происходит при температуре между 82 и 92 градусами. Соответственно, при охлаждении до 81 градуса термостат закроется полностью, а при превышении 92 будет полностью открыт. Впрочем, это лишь общая теория: разные двигатели рассчитаны на разные пороги срабатывания термостата. Обычно температура открытия выбита на корпусе и обязательно указана в характеристиках.
В современных автомобилях все чаще применяется электронный термостат. Как следует из названия, его работа контролируется блоком управления, что повышает точность и быстродействие. Также на некоторых моторах установлено несколько термостатов в разных частях контура охлаждения. В реалиях современных горячих двигателей это необходимо и позволяет работать фактически на грани закипания антифриза.
Признаки неисправности термостата
Если не брать сложные дорогие системы с электронным управлением, обычный термостат не имеет обратной связи: о неисправности можно понять только по косвенным признакам. Очевидно, что, прежде всего таковыми будут перегрев или недогрев двигателя. Вот типичные симптомы: