Нередко приходится слышать: «двигатель работает на холостом ходу» или «на холостых оборотах». Что это означает и почему важно обращать внимание на то, как работает ДВС, когда автомобиль стоит на месте?
- Что это
- Расход топлива
- Обороты
- Настройка
Что такое холостой ход
Холостой ход (ХХ) — это режим, в котором работает двигатель внутреннего сгорания, когда автомобиль неподвижен, а педаль акселератора не нажата. ХХ необходим, чтобы подготовить ДВС к восприятию нагрузки при добавлении газа. В противном случае мотор будет глохнуть. На первых «самобеглых колясках» выраженного режима ХХ не было только из-за того, что их двигатели с примитивными карбюраторами могли устойчиво работать лишь в очень узком диапазоне оборотов. И все же отказаться от режима ХХ можно. Для этого потребуется раскручивать коленвал ДВС до необходимого количества оборотов с помощью электромотора, как это делается на ряде моделей автомобилей с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.
Датчик холостого хода
Технически режим ХХ реализован с помощью датчика или регулятора холостого хода. При запуске ДВС без нажатия педали газа это устройство, снабженное электромотором, открывает канал в обход закрытой дроссельной заслонки для подачи воздуха, количество которого регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается, когда водитель нажимает на педаль акселератора, и вновь включается при остановках или стоянке с включенным ДВС.
Расход топлива на холостом ходу
Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые ДВС в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон нет никакой необходимости. Во-первых, с 1970-х годов на карбюраторных ДВС используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На ДВС с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Более того, отключать ДВС в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала ДВС, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.
Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом
Сколько оборотов должно быть на холостом ходу
Количество оптимальных оборотов двигателя (в действительности его коленвала) на ХХ зависит от конструкции ДВС и определяется компанией-производителем. В любом случае обороты ХХ подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить: