Ровно 75 лет назад на британской трассе «Сильверстоун» состоялся дебют чемпионата «Формула-1». Autonews.ru вспомнил самые интересные факты из истории королевских гонок
- Что такое
- История
- Лучшие гонщики
- Интересные факты
Что такое «Формула-1»
«Формула-1» — это один из самых зрелищных видов автоспорта, представляющий собой международные гонки на одноместных спортивных машинах с открытыми колесами. Они называются болидами и способны развивать скорость более 300 км/ч.
Мировой чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов — серий Гран-при. Организацией гонок занимается Международная автомобильная федерация (FIA), а коммерческую сторону контролирует холдинг Formula One Group, объединяющий несколько крупных компаний. Для обеспечения единых стандартов в «Формуле-1» FIA разработала специальный технический регламент.
«Формула-1» — один из самых зрелищных видов автоспорта
В международных гонках, помимо пилотов, соревнуются и команды, задача которых не только нанять опытного гонщика, но и полностью спроектировать и построить болид с нуля. То есть каждая команда выступает на болидах собственного производства и обеспечивает их техническое обслуживание.
«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков, поэтому ее нередко называют «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», королевскими гонками и так далее.
«Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков
История «Формулы-1»
Предпосылки к созданию «Формулы-1» возникли еще в 1920-х годах, когда в Европе начали проводить масштабные соревнования — Гран-при. Тогда скорость 100 км/ч считалась невероятной, что привлекало внимание десятков тысяч зрителей. В 1930-х годах был организован чемпионат Европы, ставший прообразом современной «Формулы-1».
Регламент для будущего чемпионата был разработан до Второй мировой войны, но планы пришлось отложить. FIA опубликовала правила «Формулы-1» в 1946 году, а первая гонка прошла на трассе «Сильверстоун» в Великобритании в 1950 году. Победу в чемпионате тогда одержал гонщик Alfa Romeo — итальянец Джузеппе Фарина. Интересно, что с 1958 по 1969 год титулы чемпионов мира выигрывали только англоговорящие пилоты — из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.
Стерлинг Мосс на своем Lotus 18 побеждает на Гран-при Монако, 29 мая 1960 года
Гоночные болиды середины XX века сильно отличались от современных. Инновации внедрялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» установили задний мотор, благодаря чему их болид дважды занял первое место в общем зачете. Вскоре все машины «Формулы-1» стали заднемоторными.
В 1958 году в чемпионате появился второй титул: начали награждать не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Позже этот титул стал называться Кубком конструкторов. С этого момента и началась настоящая гонка за скорость.
В конце 1960-х правила чемпионата изменились: мощность двигателей разрешили увеличить почти в два раза, но трассы и система безопасности остались на прежнем уровне. Это было время контрастов: с одной стороны, царила особая атмосфера товарищества — гонщики и их семьи дружили, вместе отдыхали и путешествовали. С другой — стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе.
С момента появления Кубка конструкторов и началась настоящая гонка за скорость
В это же время на болидах стали появляться первые рекламные наклейки. Поступающие от спонсоров деньги позволяли делать автомобили еще быстрее, что тоже увеличивало риски.
В конце 1960-х стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе
Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х. Одна из сильнейших команд Lotus первой применила авиационные технологии, что позволило значительно улучшить прохождение поворотов. В 1980-х появились антикрылья, которые увеличивали прижимную силу, помогая машинам крепче «держаться» за трассу. Это не только повысило безопасность (раньше многие аварии происходили как раз из-за потери сцепления в поворотах), но и позволило гонщикам быстрее проходить трассу.
Затем последовали и другие технические инновации: совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы. Каждое такое усовершенствование делало болиды быстрее и технологичнее.
Настоящий технический прорыв в «Формуле-1» произошел в 1970-х — совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы
1980–1990-е годы по праву считаются золотой эпохой «Формулы-1». В этот период сформировалась плеяда легендарных команд — Ferrari, McLaren, Williams, Lotus и Benetton задавали тон в чемпионате. Но настоящими символами эпохи стали гонщики: яростное соперничество Айртона Сенны и Алена Проста навсегда вписано в историю автоспорта. Их эпическая борьба продолжалась до 1993 года, когда Прост завершил карьеру.
Последнее десятилетие XX века стало переломным для «Формулы-1»: мир осознал смертельную опасность этого спорта. Хотя трагедии случались и раньше, гибель Айртона Сенны потрясла всех. Легендарный трехкратный чемпион погиб 1 мая 1994 года во время гонки на трассе в Имоле, превратив Гран-при Сан-Марино в черный день автоспорта.
Медики оказывают первую помощь попавшему в страшную аварию Айртону Сенне
Сегодня гонщиков защищают не только дуги безопасности, но и специальные огнеупорные комбинезоны, а также перчатки из негорючих материалов. Каждый пилот обязательно надевает шлем, а конструкция болида позволяет выбраться из кокпита за считаные секунды — нужно лишь расстегнуть ремни и снять руль. Однако, несмотря на все технологические достижения и меры безопасности, «Формула-1» по-прежнему остается одним из самых опасных видов спорта.
В последние годы регламент чемпионата часто меняется. Особенно ужесточаются требования к двигателям: все это ради того, чтобы скорость автомобилей была меньше, а обгонов по ходу гонки больше. Такой подход делает соревнования безопаснее для пилотов и более зрелищными для зрителей.
Гонщики «Формулы-1»: 5 лучших
1. Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер
Семикратный чемпион мира и победитель 91 Гран-при. Шумахер стал легендой «Формулы-1» благодаря своему мастерству, упорству и умению работать с командой. Подробности его карьеры в статье «Михаэль Шумахер: кто такой, биография, состояние сейчас».
2. Айртон Сенна
Айртон Сенна
Трехкратный чемпион мира, известный своей агрессивной манерой гонки и страстью к скорости. Сенна был иконой для поклонников автоспорта, а его трагическая гибель в 1994 году на Гран-при Сан-Марино оставила неизгладимый след в истории. Подробнее о происшествии читайте в статье «Авария Айртона Сенны: причины гибели, фото происшествия».
3. Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон
Семикратный чемпион мира, обладатель рекордного числа поулов и побед в гонках. В конце сезона 2024 года Льюис Хэмилтон покинул команду Mercedes и заключил многолетний контракт со Scuderia Ferrari.
4. Себастьян Феттель
Себастьян Феттель
Четырехкратный чемпион мира и победитель 53 Гран-при. Его карьера началась в 2007 году и принесла множество побед и титулов, включая доминирование с командой Red Bull в 2010–2013 годах. Завершил карьеру в 2022 году.
5. Ален Прост
Ален Прост
Четырехкратный чемпион мира и победитель 51 Гран-при. Прост был известен своей точностью и стратегическим подходом, став одним из самых успешных гонщиков своего времени. Его карьера в «Формуле-1» длилась с 1980 по 1993 год.
Интересные факты о «Формуле-1»
Что означают флаги в «Формуле-1»
Флаги в «Формуле-1» используются для передачи информации пилотам на трассе. Вот краткое значение основных флагов: