Все о фаркопе: виды, правила установки, штрафы Нынешнее разнообразие видов фаркопов и разноплановые правила их установки способны запутать даже опытных. Autonews.ru разбирается в вопросе
- Что такое фаркоп
- Виды фаркопов
- На какие автомашины можно установить фаркоп
- Надо ли регистрировать фаркоп
- Как оформить фаркоп на легковой авто
- Сколько стоит оформить фаркоп
- Ответственность за езду с незарегистрированным фаркопом
Что такое фаркоп
Фаркоп — это устройство для присоединения прицепа к автомобилю, находящееся на самом автомашине. Невзирая на всем известное заглавие, конструкцию вернее именовать аббревиатурой ТСУ — тягово-сцепное устройство. Слово же «фаркоп» уходит корнями в германский жд жаргон, где оно обозначало систему сцепки вагонов. Что до этимологии, наверняка она неведома, потому что ни в германском, ни в других близких языках нет созвучного слова, имеющего конкретное отношение к зацеплению чего-либо. Разные версии, циркулирующие по Сети, конкретной достоверностью также похвастать не могут.
Виды фаркопов
Невзирая на кажущуюся простоту, положение, обстановка с фаркопами кое-чем припоминает таковую с креплениями щеток стеклоочистителей. Нынче насчитывается с полтора 10-ка типов фиксации шаров только евро эталона (поперечник 50 мм). А что если добавить к этому разнообразие вариантов эталона южноамериканского (крепление «под квадрат»), то неурядица появляется благопристойная. В рамках нынешней статьи во всех деталях перечислять все виды не имеет смысла, потому ограничимся общим разделением ТСУ.
По способу крепления
Несъемные. Де-факто отживший на нынче эталон, а в неких странах нелегальный законодательно. Тем не наименее, в нашей стране точно окончательно приваренные к «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» фаркопы неплохо помнят люди, заставшие расцвет русского и ранешнего русского автомобилизма. Делалось такое не от неплохой жизни, и в хорошей половине случаев ТСУ представляло собой самодельное изваяние из труб, швеллеров и иных подручных металлоконструкций.
Надежность и монолитность с автомобилем, на которую упирали приверженцы схожих решений, неблизко не постоянно являлась плюсом. Кроме неизменного дополнительного веса, несъемные самодельные фаркопы нередко отгнивали по сварным швам — с частью лонжеронов либо других частей. А в случае даже не очень сильного удара позади, здесь же «уезжала» геометрия несущей силовой структуры кузова.
Съемные. В отличие от предшественников, все современные ТСУ являются отделяемыми. Да, само основание фаркопа остается закрепленным на автомашине всегда, но извне или ничего не выпирает совершенно, или не выходит за размеры бампера. Так, в случае легкого наезда позади бамперы отрабатывают как положено, забирая на себя энергию удара и предохраняя несъемные элементы структуры автомашины — лонжероны, усилители, панель пола и т.п.
По варианту шарового соединения
Тут также имеет смысл ограничиться 2-мя основными категориями: европейским и южноамериканским типами крепления.
Европейский тип шарового соединения фаркопа, как предсказуемо из наименования, более всераспространен на местности континентальной Европы и РФ. Таковой разновидность предполагает установку основания фаркопа на элементы кузова и отделяемый от него (болтами либо быстросъемом) длиннющий кривой «крюк» с шаровым креплением на конце. Нынче есть огромное количество подтипов крепления шара еврофаркопа, и перед покупкой надо непременно уточнить, какой подходит на определенный авто и под определенный прицеп.
Южноамериканский тип фаркопа подразумевает родственную, но больше сильную схему. Силовое основание также крепится к кузову либо раме, но съемная часть с шаром имеет квадратный профиль присоединения. Также, ответная часть на машине также выполнена под квадрат, что позволяет ТСУ выдерживать больше суровые нагрузки при буксировке прицепов. Несъемная часть американских фаркопов «под квадрат» нередко употребляется и для поддомкрачивания машины на бездорожье «хай-джеком» — реечным домкратом. Обычно, больше покладистые европейские конструкции такового не позволяют, либо, по последней мере, оставляют высочайший риск повреждения и фаркопа и автомашины.
На какие автомашины можно установить фаркоп
Фаркоп может быть установлен на большая часть современных автомашин — это сначала предусматривается конструкцией. Но в последние годы различные регламенты, правила и ограничения только усложняются, и перед решением о приобретении ТСУ обладателю нужно провести маленькое исследование.
Сначала всего, надо осознать, предусмотрена ли установка тягово-сцепного устройства на модель в принципе. Это можно установить из аннотации по эксплуатации к машине либо ее ОТТС. Как досадно бы это не звучало, невзирая на общую положительную практику, нередки и исключения. К примеру, на многих китайских моделях джипов в ОТТС фаркоп отчего-то отсутствует, что делает огромное количество заморочек обладателям. И если машина оказалась в «неудачном» перечне, а фаркоп очень нужен, его установку придется регистрировать как внесение конфигураций в конструкцию (об этом ниже). Но почаще установка ТСУ все же предусмотрена, нужно только подобрать подходящую модель и произвести установку.
Значимо! Чтоб после не было заморочек с ГИБДД, перед покупкой приглянувшейся модели нужно непременно проверить наличие у нее Сертификата соответствия техрегламенту Таможенного союза. Его должен предоставить производитель фаркопа.
Надо ли регистрировать фаркоп
Все находится в зависимости от того, какой точно фаркоп и для какой машины. Если вы решили отправиться самым обычным (и дорогим) методом приобретения ТСУ у официального представителя, и установки в его же техцентре — заморочек никаких. На руках у вас остается гарантия, аннотация и Сертификат соответствия, который, в случае чего, уверит сотрудника ГИБДД в легальности допоборудования. Никаких дополнительных действий не требуется. Но если устройство приобретается без очевидной принадлежности к определенной машине (следовательно, и без сертификата), либо сам авто не подразумевает установки ТСУ в принципе — все становится еще труднее. Разглядим главные этапы легализации фаркопа в данном случае.
Как оформить фаркоп на легковой авто
Разновидность 1: c предъявлением автомашины
В общем виде процедура дизайна постороннего (не предусмотренного конструкцией) тягово-сцепного устройства подобна схожей с багажником на крышу, лебедкой либо силовым бампером. Обладателю, решившему узаконить фаркоп, нужно выполнить последующие деяния.
- Пройти подготовительную экспертизу в так именуемой испытательной лаборатории, имеющей аккредитацию на выдачу подобного типа заключений. Нынче таких «лабораторий» в излишке, они все работают на коммерческой базе. Потому, обычно, заморочек получить у их согласие на переоборудование нет.
- Подать высказывание в МРЭО, после этого ГИБДД выдаст разрешение на установку нового оборудования. Обычно 1-ые трудности появляются на этом шаге. К примеру, известны прецеденты, когда «лаборатория» одобряла установку фаркопа, а ГИБДД отказывала — на базе того, что его сначала не прописано в ОТТС. К огорчению, давать советы в схожих тупиковых ситуациях тщетно, все находится в зависимости от определенного варианта.
- Если ГИБДД одобрила внесение конфигураций, провести установку ТСУ. Во предотвращение последующих сложностей лучше делать это в спец сервисе. Который, в свою очередь, даст очередной документ — что устройство установлено специалистами и по всем правилам.
- Снова посетить «лабораторию» для постэкспертизы и доказательства безопасности всех выполненных работ. Получить протокол проверки.
- Пройти техосмотри оформить диагностическую карту.
- Посетить ГИБДД для финишного шага, по итогу которого в руках обладателя должны стать свидетельство о согласовании требованиям безопасности, паспорт с информацией о всех конфигурациях и освеженный ПТС.
Разновидность 2: через местный одобренный обслуживание — удаленно
В связи с критичной нехваткой аккредитованных техцентров по стране, МВД, Минпромторг и Минэкономразвития разработали функцию утверждения конфигураций удаленно. Объяснения по ГОСТ 33670 даны Минпромторгом в соответственном документе от 02.11.2021. В ситуации, когда рядом нет ни 1-й аккредитованной испытательной организации, посодействовал разобраться Юрий Пархоменко (проверочный центр «УслугиАвто»).
Как рассказал Autonews.ru специалист, в почти всех регионах стали появляться автосервисы, получившие разрешение на установку и, что важнее, следующую оценку работ по переоборудованию от той либо другой аккредитованной «лаборатории». Каждый таковой обслуживание должен быть оборудован установленным списком контрольно-измерительного оборудования, имеющим сертификаты о поверке. После дооборудования автомашины (к примеру, фаркопом, не прописанным в ОТТС) сотрудники сервиса проводят ряд измерений с фото- и видеофиксацией результата. После этого материалы отправляются в компанию, предоставившую сервису право на проведение контроля. Де-факто, отмечает, Пархоменко, таковой обслуживание становится «руками и очами» аккредитованной «лаборатории», которая может быть за сотки км.
Все остальные этапы, относящиеся к взаимодействию с ГИБДД, подобны таким при первом, традиционном, варианте.
Сколько стоит оформить фаркоп
Потому что всякий шаг в процедуре внесения конфигураций придется оплачивать, надо предварительно быть готовым к расходам. Примерный порядок цен последующий — последние конфигурации в ценообразовании на услуги произошли в 2023 году.