Глава ГК «Автодом» Ольховский: машин у дилеров хватит минимум на четыре месяца К концу января 2025 года автомобильный рынок России вернулся к росту, однако этот тренд может оказаться недолгосрочным. Эксперты считают, что уже в феврале возможно снижение спроса. Пойдут ли дилеры на уступки?
2025 год может оказаться весьма сложным с точки зрения автомобильных продаж. Непредсказуемость настолько высока, что опрошенные Autonews профильные эксперты затруднились дать конкретные прогнозы. Однако кое в чем представители отрасли оказались единодушны: дешеветь машины не будут — предпосылок для этого нет.
Продажи растут, чтобы упасть
В 2024 году в стране было реализовано практически вдвое больше новых легковых автомобилей, нежели годом ранее: по подсчетам аналитиков «Автостат», удалось продать 1 571 272 новых легковых машины — на 48,4% больше, чем в 2023 году. За третью неделю января (с 13 по 19 число, это была первая полноценная рабочая неделя), согласно подсчетам «Автостата», удалось продать 21,7 тыс. новых легковых машин и перебить показатель аналогичного периода прошлого года на 13%.
Между тем представители дилерского сообщества не скрывают, что не распроданных с прошлого года машин очень много. К примеру, глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский заявил, что накопленных запасов хватит еще как минимум на четыре месяца: продавцы не успели отреагировать на декабрьское снижение спроса и продолжали пополнять склады.
При этом эксперты считают, что рост спроса на автомобили может быстро замедлиться и даже обернуться падением. На такую возможность указывает ряд факторов.
Дилеры бьют тревогу
На высокую вероятность проблем в 2025 году указал глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. В интервью Autonews.ru он прямо заявил о том, что ряду ретейлеров весной 2025 года грозит банкротство. Выяснилось, что по итогам 2024 года почти 60% из 4 тыс. дилеров сработали в убыток. Для осуществления бизнеса приходится прибегать к привлечению кредитных средств, но при марже в 1,5–2% высокая ставка съедает всю прибыль.
«Кого-то хватит на два–три месяца, кто-то продержится до полугода. Уже в марте–апреле мы увидим банкротства дилеров — и крупных, и мелких. Ситуация на рынке не щадит никого», — заявил президент РОАД.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев предположил, что пессимистичные прогнозы РОАД строятся на влиянии сразу нескольких факторов: