Большие экраны мультимедиа в машинах заменят проекционные дисплеи и VR-очки От VR до проекции на сетчатку глаза. Autonews.ru разбирался в технологиях, которые придут на смену традиционным мультимедийным комплексам Фото: metamorworks / Shutterstock / FOTODOM

Первые экраны начали появляться в машинах еще в конце прошлого века. Тогда они были прерогативой исключительно дорогих моделей. Однако сейчас огромный сенсорный дисплей можно встретить даже в самых бюджетных автомобилях. Цифровые решения заменили собой все привычные ручки и «крутилки». Теперь управление климатом, переключение радиостанции и даже переключение КПП выполняется с помощью тапов и свайпов.

Покупатели, особенно в Китае, действительно хотят больше экранов, больше функций, больше визуального контента. Но в последнее время все чаще звучат вопросы, не слишком ли много в машине экранов, насколько это безопасно и удобно ли в движении. Производители планомерно начинают задумываться, как можно избавиться от дисплеев.

Инновации от производителей

Довольно элегантное решение придумали инженеры Bentley. В Continental GT экран остается скрытым даже после включения зажигания. Чтобы появился дисплей, необходимо нажать специальную кнопку. Экран больше не нужен? Он снова спрячется под деревянной отделкой.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews1 Bentley Continental GT Speed (Фото: Bentley)

У компании Continental (не путать с Bentley) есть прототип под названием In2Visible. Его фишка — полностью скрытый экран, встроенный прямо в текстуру панели. Пока он выключен, его не видно совсем. Но стоит активировать систему — и перед глазами возникает изображение. Сейчас это лишь прототип.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews2 Continental In2Visible (Фото: Continental AG)

Машины без мультимедиа

Недавно мы рассказывали вам про стартап Slate, основанный бывшими инженерами Tesla и Rivian. Создатели миниатюрного пикапа пошли еще дальше. В их автомобиле вообще отсутствует мультимедийная система. Есть только маленький экран за рулем — для показаний скорости и остатка батареи. При желании вы можете установить на торпедо ваш смартфон.

Новый Haval H7 дебютирует в Южной Африке. К нам поставят другой кроссовер :: Autonews

Такая идея называется BYOD — Bring Your Own Device, или «приноси свое устройство». Она родилась в корпоративной среде, где сотрудники начинали использовать личные ноутбуки и смартфоны вместо рабочих. Теперь эта идеология приходит и в автомобили.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews3 Slate Truck (Фото: Slate Auto)

Использование проекции

Отображать информацию прямо на лобовом стекле придумали еще в 1980-х — тогда в General Motors сделали первую проекцию на лобовое стекло. Сегодня проекционные экраны есть во многих авто бизнес-класса и выше.

Но BMW решила доработать уже привычную технологию. В 2025 году на рынок выходит линейка электромобилей Neue Klasse и вместе с ней система Panoramic Vision. Это уже не просто проекция перед глазами водителя: система охватывает все лобовое стекло и может показывать маршрут, подсказки навигации, музыку, настройки, да хоть сообщения из мессенджеров. Подобное уже было реализовано различными автопроизводителями. Но ранее вся информация была доступна исключительно водителю.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews4 BMW iDrive Panoramic Vision (Фото: BMW)

Убирать экраны никто не собирается. BMW оставит и привычный дисплей. Но направление ясно: информация должна размещается прямо перед глазами — там, где ее действительно удобно воспринимать, не отрываясь от дороги.

Российское решение

Пресс-служба бренда «Атом» сообщила, что отечественный электромобиль будет комплектоваться стеклами российского производства. Разработкой и выпуском стеклянных элементов занимается Борский стекольный завод — партнер компании «КАМА».

Особое внимание в сообщении уделено передовым технологиям, которые будут реализованы в модели. В частности, речь идет о системе дополненной реальности AR HUD. По словам представителей бренда, это станет важным шагом для развития отечественного автопрома: в «Атоме» появится проекционный дисплей с широкой проекцией и соотношением сторон 13:6. Система будет формировать изображение, сопоставимое с экраном диагональю более трех метров, визуально расположенным примерно в 12 метрах перед водителем — по уровню это решение сравнимо с аналогами в премиум-сегменте мировых брендов.

Avatr 11 в России: старт продаж, цены, комплектации и подробности :: Autonews

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews5 Система дополненной реальности AR HUD (Фото: АТОМ / Youtube)

Для поддержки работы AR HUD в конструкции предусмотрено многослойное лобовое стекло с клиновидной ПВБ-пленкой, обеспечивающей четкую проекцию. Кроме того, на внутреннюю сторону стекла будут установлены камеры, обеспечивающие функционирование системы помощи водителю (ADAS).

Виртуальная реальность для пассажиров и водителей

Технологии VR и AR в повседневной жизни уже давно никого не удивляют. Но их успешной реализации в различных системах автомобилей все еще нет.

Audi, например, вместе с компанией Holoride тестировала систему виртуальных развлечений для пассажиров. Надеваете гарнитуру — и вместо наблюдения за меняющимся пейзажем начинаете во что-нибудь играть. При этом изображение синхронизируется с движением машины, чтобы не укачивало.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews6 Система виртуальных развлечений для пассажиров автомобилей Audi (Фото: Holoride)

BMW уже давно экспериментирует с гарнитурами Varjo, которые проецируют виртуальные элементы перед глазами водителя.

«То, что начиналось как небольшой эксперимент наших инженеров, превратилось в поистине удивительную технологию. Это не просто привнесение виртуального мира в наши автомобили, даже больше: наши автомобили стали контроллером, который объединяет виртуальный и физический миры, как никогда раньше», — заявил Франциск ван Мил, генеральный директор BMW M GmbH.

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews7 Автомобиль BMW с VR-гарнитурой (Фото: BMWBlog)

Но главная загвоздка — безопасность. Если пассажирам может грозить максимум тошнота, то водитель в гарнитуре теряет часть поля зрения, что может стать причиной серьезного ДТП.

Проекция на сетчатку глаза

Самая футуристичная идея — вообще отказаться от физических дисплеев. Вместо этого проецировать изображение напрямую в глаза водителя и пассажиров. Сейчас это звучит как научная фантастика, но первые шаги уже сделаны.

Есть технология Retinal projection — проецирование изображения прямо на сетчатку глаза. Она работает с помощью специальных очков, но у нее есть пределы: громоздкость, низкое разрешение, высокая цена. Развитие этой идеи — Retinal homing. В этом случае изображение проецируется не с очков, а извне — например, с помощью инфракрасного лазера, который отслеживает положение глаз и направляет картинку прямо туда. Но все же пока это выглядит как аттракцион из музея науки.

Австралия объявила о новых антироссийских санкциях

Дисплеи в автомобилях: как меняется технология :: Autonews8 Прототип виртуального сетчатого дисплея Avegant, который использует микрозеркала и расширенную оптику для создания потрясающего 3D-изображения (Фото: Sarah Tew / CNET)

Читайте также: