Эксперты объяснили, почему россияне не хотят менять машины на китайские Несмотря на засилье «китайцев» на российском рынке, автовладельцы не выстраиваются за ними в очередь. Эксперты Autonews.ru объяснили почему
Возраст автопарка растет
Несмотря на наличие в продаже огромного количества автомобилей самых разных китайских марок, российский автопарк продолжает стремительно стареть. При этом автолюбители не особо спешат приобретать взамен своих стареньких машин модели из Китая.
По данным аналитического агентства «Автостат», в 2024 году срок владения автомобилем Lada в среднем составил 8,4 года, машинами европейских брендов — 6,8 года, а корейских — 6,5 года. Для сравнения: в 2010 году европейскими и корейскими моделями россияне в среднем владели по 3,9 и 3,4 года соответственно. Это говорит как о снижении покупательной способности, так и об осторожном подходе к выбору новой машины взамен прежней. Ездить на «китайце» готовы далеко не все, к таким моделям россияне относятся с недоверием, отмечают эксперты.
Любопытно и то, что чаще всего теперь первично перепродаются машины в возрасте более десяти лет: если в 2022 году на их долю приходилось 24%, то в 2023-м — 25%, а в 2024-м — 27%. Налицо желание продлить стареньким автомобилям жизнь.
По состоянию на 1 января 2025 года, по подсчетам аналитиков, в России насчитывалось 33,5 млн легковых машин в возрасте более десяти лет. Это 70,5% всего автопарка (47,5 млн штук). А средний возраст автомобилей в стране достиг показателя 15,5 года.
Подтверждает приверженность россиян к автомобилям привычных марок и вторичный рынок. В январе 2025 года был зафиксирован 29,4-процентный рост продаж по отношению к январю 2024 года. Притом лидерами помимо отечественной Lada стали модели брендов Toyota (второе место, 42,4 тыс. штук), Kia и Hyundai (22,6 тыс. и 22 тыс. шт. соответственно). Помимо перечисленных марок в первой десятке оказались Nissan, Volkswagen, Chevrolet, Renault, Honda и Ford. Среди моделей-иномарок лидерство за Kia Rio (7988 ед.), Hyundai Solaris (7833 ед.), Ford Focus (7521 ед.), Toyota Corolla и Toyota Camry (6480 и 6223 ед. соответственно). Китайцев в первой десятке не оказалось вовсе, а их суммарная доля на вторичном рынке РФ составила лишь 4%.
В чем секрет традиционных марок
В беседе с Autonews.ru вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр пояснил, почему отечественные автовладельцы сохраняют приверженность продукции привычных европейских, американских, японских и корейских марок. На то, по словам эксперта, есть несколько причин: