Эксперты объяснили, как не убить мотор подделкой автомасла Российский рынок автомобильных масел заполонил контрафакт. Редакция Autonews.ru пообщалась с сервисменами и представителями «МИЦ ГСМ», дабы разобраться, что лить в мотор и как обезопаситься от подделок
2022 год стал важной вехой не только с точки зрения ухода мировых автопроизводителей из России. Вместе с ними страну покинули поставщики компонентов и «расходников», в том числе технических жидкостей — моторных и трансмиссионных масел.
Отечественные производители изначально не покрывали всех потребностей рынка; на смену всемирно известным брендам пришли малоизвестные турецкие и китайские компании. Частично решить проблему возможного дефицита помог параллельный импорт, однако вместе с ним значительно увеличилась и доля контрафакта: в моторы автомобилей все чаще стали попадать сомнительные жидкости, не отвечающие стандартам производителей и международным спецификациям.
О том, что сейчас происходит на российском рынке масел, рассказали редакции Autonews представители лаборатории «МИЦ ГСМ» и участники автомобильного бизнеса.
Подделок стало больше
Доля поддельных автомобильных масел на российском рынке была высокой всегда. По состоянию на октябрь 2023 года Союз автосервисов оценивал долю контрафакта в этой категории автомобильных товаров в 30–50%. За последний год ситуация стала только хуже. По оценке руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса FRESH Александра Носко, в августе 2024 года примерно 54% представленного в продаже масла было контрафактом.
В независимой лаборатории «МИЦ ГСМ», занимающейся, в том числе, проверкой на соответствие автомобильных масел, затруднились дать оценку состояния рынка на предмет контрафакта, сославшись на то, что не могут знать целей и причин заказываемых работ со стороны клиентов. При этом замуправляющего группой компаний Мария Соколова подчеркнула, что услуга проверки на оригинальность стала очень востребованной ввиду роста опасений: «только за II квартал этого года по сравнению с I рост заказов этой услуги составил более 40%, но при этом «зеленых» протоколов (подтверждающих оригинальность масла) по ней — порядка 80%».
Андрей Кочнев, руководитель отдела автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг», подтвердил, что поддельных масел стало значительно больше. Чаще всего имитируются продукты самых популярных брендов. К числу лидеров по этому показателю он отнес Mobil 1 и Castrol.
Появились ли альтернативы
По словам экспертов, дефицита масел удалось избежать, сейчас ситуация стабильна. Однако, по наблюдениям Андрея Кочнева, сегодняшний рынок, по сути, разбит на три крупных сегмента с подсегментами: