Эксперт Игнатенко объяснил, у кого не получится взять кредит на покупку машины С 1 июля Банк России ввел ограничения на выдачу автокредитов. Autonews.ru выяснил у экспертов и представителей отрасли, как это скажется на продажах и доступности машин Фото: BELL KA PANG / Shutterstock / FOTODOM

Июль принес россиянам множество нововведений, часть из которых напрямую коснулась водителей. Помимо очередного увеличения ряда штрафов, власти ограничили выдачу автокредитов в количественном выражении.

В чем суть новшества

Ограничить выдачу потребительских и автокредитов власти вынудила чрезвычайно высокая закредитованность населения. По оценке экспертов, до 80% всех продаж автомобилей в стране осуществляются в кредит. При этом у многих россиян есть другие кредитные обязательства, поэтому справиться с долговой нагрузкой становится крайне сложно. Купить машину без привлечения займа могут лишь порядка 15–25% граждан.

В апреле регулятор на заседании совета директоров принял решение о введении ограничений на выдачу кредитов. Указание вступило в действие с 1 июля 2025 года. Суть его сводится к тому, что в отношении банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций (МФО) вводятся макропруденциальные (количественные) лимиты на автокредиты и потребительские кредиты под залог транспортного средства.

Автокредиты с 1 июля: как макропруденциальные лимиты повлияют на авторынок :: Autonews1 Автокредиты 1 июля Автокредит: чем отличается от потребительского и как его взять Автокредиты с 1 июля: как макропруденциальные лимиты повлияют на авторынок :: Autonews2 Дилеры 30 июня Что будет с ценами на новые машины в июле. Подождать или бежать в салон

В ЦБ обратили внимание на то, что банки и МФО активно выдавали займы в виде залога транспортного средства, однако получателями их большей части (58%) оказались граждане с долговой нагрузкой свыше 50%.

Нововведение коснется тех клиентов, у которых уже оформлены займы. Банки и МФО смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) 80% и не более 20% — с ПДН 50% от общего числа новых кредитов. Для того чтобы занять свыше 1 млн руб., потребуется официальное подтверждение заработка.

США призвали Украину остановить атаки на нефтяные фабрики РФ. Чего боится Вашингтон?

Регулятор уверен, что введение ограничений никак не скажется на возможности получить кредит для граждан, желающих приобрести машину. По его мнению, ограничения установлены с запасом для целевых автокредитов.

Автокредиты с 1 июля: как макропруденциальные лимиты повлияют на авторынок :: Autonews3 Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Нюансы

По словам директора департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрея Игнатенко, введение Центробанком ограничений на выдачу кредитов — естественная реакция на продолжающийся рост долговой нагрузки населения.

«Многочисленные нововведения 2024 года уже значительно охладили рынок кредитования, и логично представить, что новая мера продолжит данный тренд, а в ближайшее время мы увидим больше отказов со стороны банков по кредитным заявкам потенциальных покупателей», — считает эксперт.

Собеседник отметил, что ограничения означают в большей степени снижение доступности автокредитов для покупателей с высоким уровнем закредитованности.

Директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков подчеркнул, что прогнозировать, как введение ограничений по выдаче кредитов повлияет на продажи машин, пока сложно, но заметил, что по наиболее востребованным автомобильным брендам доля продаж в кредит превышает 70%, что делает рынок крайне чувствительным к любым изменениям в части кредитования.

Что ждет рынок

С учетом и без того крайне низкой доступности кредитов для граждан, желающих купить автомобиль, не исключено дальнейшее падение российского авторынка.

«С учетом того, что рынок сейчас далеко не в лучшей форме, а именно демонстрирует снижение продаж к прошлому году почти на 30%, дополнительные ограничения в части кредитования могут отложить восстановление рынка на еще более отдаленную перспективу», — пояснил Мольков.

По оценке Андрея Игнатенко, текущие ставки кредитования на автомобили с пробегом «охладили» целевую аудиторию, а с новыми автомобилями ситуация иная.

«Фокус со стороны импортеров на субсидированные программы кредитования усилился в 2025 году, и это позволяет удерживать кредитную долю на высоком уровне, а недавнее снижение ключевой ставки во многих случаях было переложено на фактическую клиентскую ставку, что привело в пропорциональному снижению», — считает он.

В РФ начали продавать переделанный Range Rover Velar за ₽12,5 миллиона по параллельному ввозу :: Autonews

Автокредиты с 1 июля: как макропруденциальные лимиты повлияют на авторынок :: Autonews4 Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Однако инфляционные и иные процессы последних лет подталкивали потребителей пользоваться кредитными деньгами во многих сферах, и автомобильный бизнес не исключение. «На этом основании я бы не проводил параллели высокой закредитованности только потенциальных покупателей автомобилей — это общая тенденция последних лет, а действия ЦБ вполне логичны как сдерживающий фактор роста долговой нагрузки граждан и рисков для банков», — заключил Игнатенко.

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что существует серьезный риск невыплат со стороны граждан, у которых уже есть кредиты и которые хотят получить новые. В связи с этим в НАС поддержали решение ЦБ о введении ограничений на выдачу займов.

Влияет ли снижение ключевой ставки

Недавнее снижение Центробанком уровня ключевой ставки на 1 п.п. (с 21 до 20%), по мнению специалистов, практически никак не снизило стоимость кредитов — нагрузка по-прежнему остается для покупателей автомобилей непомерно высокой.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр уверен, что незначительное снижение ключевой ставки ЦБ не отражается на авторынке почти никак.

«Учитывая консервативный подход Центробанка, речь в любом случае идет о микропроцентах — 1, 2, 3%. При таком незначительном снижении чудо невозможно. Подходя к автомобильному кредиту, условно 22% он или 28%, для меня как для потребителя он одинаково дорог. Небольшое снижение ключевой ставки никак не сказывается на количестве продаваемых автомобилей», — пояснил эксперт.

Кредиты остаются слишком дорогими для большинства покупателей, считает и генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что в свете последних событий и резкого снижения покупательской активности продажи автомобилей в России уйдут в существенный минус.

«К сожалению, сейчас высокая ключевая ставка резко тормозит автокредитование, ведь в кредит продавался каждый второй автомобиль. Мы ожидаем снижения ключевой ставки, ведь для бизнеса можно считать высокой уже 15%, а сейчас цифры просто запредельные. Ужесточение условий выдачи кредитов также негативно скажется на рынке. Мы рассчитываем на введение программ государственной поддержки отрасли, мы открыто говорим, что ситуация критическая», — уточнили в РОАД.

Во Вьетнаме востребовали исполнить приговор создательницу самой большой финисовой пирамиды

Автокредиты с 1 июля: как макропруденциальные лимиты повлияют на авторынок :: Autonews5 Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM

Читайте также: