Все про адсорбер: зачем нужен, как устроен, можно ли отключить Разбираемся, зачем нужен современному автомобилю адсорбер, на что он влияет, и что будет, если его просто удалить Адсорбер для автомобилей УАЗ Патриот, ВАЗ-2112
- Что такое адсорбер и для чего он нужен
- Устройство
- Принцип работы
- Признаки неисправности
- Как проверить адсорбер
- Можно ли отключить адсорбер
Для начала стоит пояснить, что такое вообще адсорбция. Самая распространенная ошибка в разговорах про обсуждаемую деталь заключается в произношении: часто говорят «абсорбер». Это неверно, и вот почему.
Абсорбция — это когда одно вещество поглощается (впитывается) другим. Как правило, абсорбентом — то есть, впитывающим веществом — является жидкость, а сам процесс чаще всего нужен для разделения или очистки газов. Пример: газовая смесь, состоящая из компонентов «А» и «Б» должна быть разделена. Ее пускают через жидкостный абсорбер, где происходит химическая реакция. В результате которой компонент «А» остается в абсорбенте (жидкости), а компонент «Б» выходит в чистом виде.
Адсорбция — тоже процесс разделения химического соединения. Но «лишний» компонент входящей смеси не растворяется в жидкости, а оседает на поверхности твердого сорбента-наполнителя.
Что такое адсорбер и для чего он нужен
Автомобильный адсорбер — это деталь для накопления насыщенных паров бензина из бака, с целью недопущения попадания их в атмосферу. Служит исключительно экологическим целям. В обязательном порядке устанавливается на все бензиновые автомобили с экологическим классом «Евро-2» и выше.
Устройство адсорбера
Деталь представляет собой герметичный пластиковый бочонок (или короб) с находящимися внутри гранулами активированного угля — собственно, сорбентом. К бочонку подведена воздушная магистраль от бензобака, по которой поступают бензиновые испарения.
Увеличение давления паров происходит в процессе нагрева бензина и самого бака. Даже после остановки двигателя процесс какое-то время продолжается. Поэтому адсорбер необходим, прежде всего, для улавливания паров на стоянке.
От корпуса отходит магистраль к впускному трубопроводу двигателя. Также есть магистраль сообщения адсорбера с внешней средой. В нескольких местах вышеназванных каналов устанавливаются клапаны, обеспечивающие движение газов только в одном направлении. Общий вид типичного адсорбера приведен ниже.
Принцип работы адсорбера
Как было сказано выше, задача адсорбера — недопущение выхода паров бензина из бака в атмосферу. В общем случае процесс работы всей системы (она называется системой вентиляции бензобака) выглядит следующим образом.
- В процессе расширения паров в баке они поступают к адсорберу. После чего, взаимодействуя с гранулами активированного угля, оседают на их поверхности — адсорбируются. Фактически уголь исполняет роль своеобразного «магнита» для бензиновых паров, дабы накапливать их внутри корпуса.
- При заведенном двигателе и достижении заданных параметров (прогрев, положение дроссельной заслонки и т.д.) включается режим продувки адсорбера. В этот момент открывается электромагнитный клапан N80 — и накопленные бензиновые пары уходят во впускной коллектор. Соответственно, уголь очищается, после чего адсорбер снова готов накапливать пары.
Общая схема системы вентиляции топливного бака
Признаки неисправности адсорбера
Несмотря на чисто экологическую причину нахождения в системе вентиляции, адсорбер способен ощутимо влиять на работу двигателя. Дело в том, что все современные системы управления ведут расчет топливовоздушной смеси с учетом подмешивания паров из адсорбера в момент его продувки. Если же паров не поступает в должном объеме, начинаются перебои. Типичные признаки забитого адсорбера, а также выхода из строя иных компонентов системы, будут следующими.