Когда вы думаете о некоторых классических автомобилях советской эпохи, легко создать образ неуклюжего стереотипа о советских автомобилях; унылый, функциональный автомобиль, который выглядел и ощущался удивительно похожим на другие модели. Хотя в какой-то степени это может быть правдой – надо сказать, что большинство советских моделей автомобилей не были особенно интересными – в советском автомобилестроении было гораздо больше, чем это.
Их дизайн отражает сплав западного автомобильного дизайна и чего-то по-настоящему советского, и ясно, что автомобили, произведенные в Советском Союзе, сегодня являются настоящими предметами коллекционирования и будут вызывать непреходящее очарование. В этой статье мы расскажем о некоторых значимых советских производителях и моделях автомобилей, проведя для вас экскурсию по «Ладе», «Волге», «Зилу», УАЗу, «Газу» и «Москвичу».
1. Газ
Благодаря своей бесспорной внедорожности, а также простому и суровому внешнему виду, Jeep Willys считался культовым автомобилем американской армии во время Второй мировой войны. Однако после войны Советы не смогли остаться равнодушными к этому новому типу автомобилей, поэтому разработали ГАЗ 69, выпускавшийся с 1953 по 1975 год под разными названиями (ГАЗ, УАЗ и АРО).
Как и ЛуАЗ 969 М, ГАЗ 69 представлял собой полноприводный автомобиль, изначально созданный для Красной Армии. У него был 2,1-литровый двигатель мощностью 54 л.с., максимальная скорость 56 миль в час и расход топлива 11 миль на галлон. Это не совсем высокотехнологичная машина даже по тем временам, но она имела большой успех: она поставлялась во все армии Восточной Европы, экспортировалась в 56 стран и производилась в Северной Корее.
2. Уаз
Ульяновский автомобильный завод был основан в 1941 году в результате вторжения Германии в Советский Союз. В ответ на эту угрозу правительство Иосифа Сталина приказало эвакуировать стратегически важные промышленные центры на Восток. К октябрю 1941 года быстрое наступление немцев на Москву привело к принятию решения о переезде московского автомобилестроительного завода ЗИС в волжский город Ульяновск.
Город, уже являющийся многообещающим промышленным центром с достаточно развитой инфраструктурой и достаточным количеством квалифицированных рабочих, мог бы стать идеальным местом для воссозданного завода. Кроме того, он находился вне досягаемости немецкой армии. На момент основания завод считался дочерним предприятием ЗИСа. Тем не менее, к 1942 году завод приступил к производству артиллерийских снарядов и автомобилей. Первой машиной, выпущенной на заводе, стал трехтонный грузовик ЗИС-5.
3. Лада
Lada, пожалуй, самая знаковая из советских автомобильных марок в мире, и ее до сих пор производит российский автопроизводитель «АвтоВАЗ». Однако «Лада» — это торговая марка, которая использовалась на экспорт: дома, в СССР, она была известна как «Жигули». Лада/Жигули появились в результате сотрудничества АвтоВАЗа и итальянского автопроизводителя Fiat. Целью было создать надежный автомобиль, который можно было бы сделать достаточно дешевым, чтобы он был доступен обычным советским гражданам, а не создавать более дорогие модели, предназначенные только для элиты.
Самый первый «Жигули» – Ваз-2101 – был просто модернизированной версией Fiat 124. Выпущенный в 1970 году, он претерпел множество итераций и стал самым популярным автомобилем в советской истории. Советский Союз начал экспортировать автомобили «Лады» в 1980-х годах, в первую очередь в Западную Европу, и они стали ценным источником иностранных доходов для советского правительства.
4. Волга
Со временем название «Волга» стало синонимом роскоши в Советском Союзе после того, как в 1956 году марка возникла как преемник ГАЗ-М20 «Победа». ГАЗ – Горьковский автомобильный завод – был основан в 1932 году в рамках сотрудничества Ford и СССР. . Они существуют как единое целое и по сей день. Первые же автомобили «Волги» имели мгновенный успех. Когда большинство машин на улице были довольно однообразными, они выделялись своим характерным дизайном.
«Волги» стали известны своей роскошью и вскоре были приняты на вооружение полиции по всему Советскому Союзу. Спустя некоторое время «Волгу» могли себе позволить только врачи, юристы и чиновники. За время своего существования бренд пережил взлеты и падения, прежде чем окончательно прекратил производство в 2007 году. Однако «Волга» остается активным рынком с точки зрения классических автомобилей. Владимир Путин, несомненно, является поклонником автомобилей «Волга» — на снимке выше вы можете видеть его в «Волге Газ 21» с тогдашним президентом США Джорджем Бушем.
5. Зил
За пределами Советского Союза автомобили «Зил» или «Завод имени Лихачева» часто перевозили руководителей страны. Эти роскошные лимузины, казалось, противоречили взгляду постороннего человека на коммунистическую Россию. Таким образом, они приобрели отчетливую атмосферу таинственности. Эти служебные лимузины увидели жизнь в 1936 году, когда с конвейера сошел первый ЗИС-101. Его основная целевая аудитория, если хотите, довольно четко обозначена на фотографии выше. На нем Иосиф Сталин довольно гордо стоит рядом с одной из этих ранних моделей.
Однако самой известной моделью за пределами Советского Союза, вероятно, был ЗИЛ-115, бронированный автомобиль, используемый для перевозки высокопоставленных лиц во время зарубежных визитов. Он мог противостоять тяжелой артиллерии, а также на полу можно было бомбить и ставить мины-ловушки. Помимо производства лимузинов, ЗИЛ также производил грузовики, автобусы и ряд спортивных автомобилей, в том числе ЗИЛ-112, который мог развивать максимальную скорость 162 миль в час и стал самым успешным гоночным автомобилем в советской истории.
6. Москвич
Отойдя от автомобилей класса люкс, «Москвич» воплотил взгляд стороннего наблюдателя на скучный, однообразный автомобиль, на котором во второй половине ХХ века ездили многие советские граждане. Если не считать более простых моделей ГАЗ, «Москвич» был, пожалуй, самым популярным из всех советских автомобилей.
Первые автомобили впервые появились в 1945 году, но годы бума пришлись на 1970-е и 1980-е годы, когда появилось третье поколение автомобилей «Москвич». Однако с падением Советского Союза в начале 1990-х годов вместе с ним ушли и многие советские символы, и «Москвич» понес заметные потери. Поэтому жизнь и смерть этой компании отражали знаменательную эпоху советских автомобилей.